На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Как Украина "уничтожила" российский F-35

После «перестройки» и развала СССР, теперь уже «независимые» осколки Союза еще некоторое время двигались вперед по инерции советского прошлого. Это касалось и военной отрасли, где наши конструкторы работали над проектами, которые на много лет опережали западные аналоги. К примеру, в 1991 году на авиасалоне в Ле-Бурже Россия представила новейший истребитель, буквально потрясший мировую общественность. Название боевой машины для европейского уха звучало простецки – Як-141, но характеристики самолета были признаны на тот момент уникальными.
Як-141 был самолетом вертикального взлета и посадки, и над две головы превосходил английский «Харриер», а уж распиаренного в наши дни американского F-35 не было даже на бумаге. Отечественный Як-141 стал третьим самолетом вертикального/укороченного взлета и посадки в мире, которому удалось преодолеть сверхзвуковую скорость, а его возможности для ведения как ближнего, так и дальнего боя долгие годы оставались недостижимыми для истребителей своего класса. Тем не менее, как это уже не раз бывало в нашей стране, многофункциональный и не имеющий аналогов в мире самолет в кодификации НАТО получивший название Freestyle — «Вольный стиль», так и не был запущен в серийное производство.
Главными причинами провала производства Як-141 часто называют распад СССР и начавшийся экономический и финансовый кризис в стране и катастрофу на испытаниях. Эти обстоятельства действительно повлияли на судьбу самолета самым непосредственным образом, однако не стали главными среди тех, что поставили окончательный крест на его дальнейшей судьбе. Основной причиной по которой Як-141 не пошел в серию и не поступил на вооружении нашей авиации, как ни странно, стала «дружественная» Украина…
С самого начала проектирования самолет предназначался для использования на авианесущих крейсерах «Новороссийск», «Баку», «Киев» и «Минск», которые к началу 90-х практически выработали свой ресурс и нуждались в капитальном ремонте. Однако, проблема заключалась в том, что верфи, где закладывались корабли, после развала Союза остались на территории Украины, а стоимость ремонта, которую запросило «братское государство» оказалась слишком завышенной для нашей страны, переживающей не самые лучшие времена.
В итоге все авианесущие крейсера Союза были проданы в Азию, а дальнейшее финансирование Як-141, который проектировался как палубный истребитель, стало нецелесообразным. И, действительно, какой смысл вкладывать миллионы долларов в самолет, единственным носителем которого мог стать «Адмирал Кузнецов»? Разумеется, никакой…
Украина же вымогавшая у России скидки на газ, кредиты, и всевозможные «сладкие» условия, за годы «независимости» угробила советское наследство и сама оказалась у разбитого корыта… Словом, всё как в русской народной поговорке «ни себе, ни людям».
Естественно, КБ Яковлева искало разнообразные источники дальнейшего финансирования своего проекта, и наши конструкторы даже пытались наладить сотрудничество с американской компанией Lockheed Martin по производству совместного истребителя на базе Як-141.
В Штатах сразу поняли всю перспективность заложенных в самолёте идей и попытались получить хоть какой-то доступ к ним, но обвинять руководство КБ в этом не поднимается рука: оружейники любыми способами пытались спасти свою гениальную работу, которая в дальнейшем могла принести пользу стране. Впрочем, всё оказалось тщетно и «сто сорок первый» Як остался произведённым всего в четырёх лётных экземплярах, которые в настоящее время можно увидеть только в музеях.
Единственное, что может хоть как-то подсластить горечь этой истории заключается в том, что технические наработки, которые были получены при проектировании и испытаниях Як-141, вполне могут пригодиться в дальнейшем. Проект российского авианосца «Шторм» уже объявлен, а значит, вполне стоит ждать заявления о разработке нового самолёт вертикального взлёта и посадки.
Когда мы увидим подобную боевую машину покажет будущее, но предпосылки для того, чтобы с оптимизмом смотреть в будущее однозначно есть. Как ни крути, но нынешняя Россия это все-таки не чета тому бардаку, который творился в стране в период правления Ельцина, и хотя бы наша оборонная промышленность медленно но верно стала подниматься с колен.
© Андрей Рухлов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх