Арабо-израильский конфликт разлива 2021 года пахнет провокацией, грязными деньгами, политическими интригами и разрушением многих человеческих судеб. Пока это еще не война, но события разрастаются столь стремительно, что дежурная эскалация конфликта вполне может перерасти в широкомасштабную войну на Ближнем Востоке.
А изначально все представлялось банальной политической провокацией, вроде бы необходимой и израильтянам, и палестинцам по ряду внутренних причин. Основная задача обеих сторон (как казалось) ― отвлечь внимание собственного населения и продемонстрировать очевидную истину, что «коней на переправе не меняют».
В этом плане и у евреев, и у арабов цели совпали: скорые выборы в Израиле в обстановке довольно резкого обострения криминальной ситуации ― близость выборов в Палестине, проблемных для властей.
Вот что говорит по этому поводу о ситуации Израиле известный израильский обозреватель Яков Кедми: «В Израиле скопилось слишком много нерешаемых и нерешённых проблем. Одна из них ― это общая криминальная ситуация. Слабая полиция, неэффективная деятельность, слишком много оружия в руках у людей, слишком большая безнаказанность, что позволяет тем или иным группам людей существовать как бы вне государства. На фоне бездействия полиции люди начинают реагировать: "Мы сами себя будем защищать". Это усугубляет ситуацию. Полиции в Израиле недостаточно. Она плохо организована. Она не справляется со всеми одновременно вспыхивающими волнениями. В какой-то степени это напоминает ситуацию в США. Это в какой-то мере результат американизации израильского общества».
Инициаторами провокации, как известно, выступили евреи. Очередное обострение палестино-израильского конфликта произошло после того, как по решению израильского суда выселили 28 палестинских семей из домов в квартале Шейх-Джаррах в Восточном Иерусалиме. Как и было понятно, начались акции протеста, переросшие в массовые беспорядки.
Ситуацию обострило то, что выселение арабов проводилось в священный месяц Рамадан: как известно, протестная активность арабов в подобные моменты значительно возрастает.
Впервые за многие годы в конфликте на межэтнической почве очутились арабы, которые, казалось, уже в значительной мере ассимилировались в Израиле, имеют приличную работу и жилье. Волнения среди арабского населения распространяются с очень большой скоростью по всей территории страны.
Причиной обстрела Израиля со стороны Палестины во многом мог быть страх лидера ФАТХ перед необходимостью проведения выборов и грядущей сменой власти в Иерусалиме. Они не проводились с 2007 года.
Лидер ФАТХ Абу Мазен (Махмуд Аббас), как считает известный востоковед Евгений Сатановский, атакой на Израиль «попытался с её помощью отвести взгляд от необходимости смены власти». У Аббаса сложные отношения с исламистами ― они могут с большой долей вероятности прокатить его на выборах.
За ситуацией в Газе может просматриваться и начало крупного шиитско-суннитского противостояния и столкновения между Израилем и Ираном.
Израиль неспроста торопится развязать этот конфликт, поскольку Иран достаточно близко подошел к созданию собственной ядерной бомбы. А иранское руководство требует уничтожения государства Израиль.
Тут еще и американцы неожиданно заявили, что ошиблись в своих прогнозах о сроках, когда у Ирана появится ядерное оружие. Теперь они считают, что оно может быть готово не через два года, как утверждалось ранее, а уже через пару месяцев. Это побуждает Израиль начать широкомасштабную кампанию против ФАТХА и Ирана с подключением к конфликту, по возможности, арабских суннитских стран. Между ними и Тель-Авивом в последнее время возникает определенное взаимопонимание, в то время как шииты во главе с Ираном продолжают линию на конфронтацию с Израилем, чего сунниты хотели бы избежать.
Суммируя изложенное, таким образом, можно также предположить, что вся инициатива по развязыванию конфликта в Газе исходит именно от американских спецслужб, добивающихся большой войны на Ближнем Востоке между суннитскими арабскими странами и Израилем против Ирана и его союзников: ХАМАС и Сирии.
И еще, это могут быть и как своего рода ответные меры на успешные шаги Российской Федерации в Сирии, где американские военные в последнее время заметно активизировались.
Конфликт Палестины и Израиля продолжается с момента создания еврейского государства. Он относится к ряду нерешаемых конфликтов, завязанных на вопросах: о принадлежности территорий, которые обе стороны считают исконно своими; на неких исторических несправедливостях и обидах, возникших между противниками давно и не утихших по настоящее время. А не утихают они зачастую по той причине, что в этом заинтересованы конкретные политические силы: не имеют иных политических программ, кроме «восстановления исторической справедливости», и эксплуатируют историю в своих современных политических интересах.
К таким якобы нерешаемым вопросам можно причислить, например, отношения между турками и армянами из-за геноцида армян во времена Османской империи, между азербайджанцами и армянами в связи с территориальными спорами, между турками и греками. И еще множество застарелых исторических и религиозных конфликтов по всему миру, не утихающих стараниями недобросовестных политиков и в силу низкого общего уровня населения тех или иных стран или регионов.
Отношение руководства СССР и современной России к подобным «нерешаемым» конфликтам существенно отличается. В сталинский период такие конфликты иногда даже сознательно создавались по принципу «разделяй и властвуй». Вспомните, как были разделены между собой территории Армении и Азербайджана! Такие же этнические анклавы и чересполосицы, как Нахичевань и Нагорный Карабах, образовались (думается, не случайно) и в республиках Средней Азии при разделении границ. В частности, между Киргизией и Узбекистаном, что до сих пор серьезно осложняет ситуацию на границе между этими государствами.
Национальная политика Иосифа Сталина заложила немало мин замедленного действия под сами основы Советского Союза. И они взорвались, как только жесткая и авторитарная политическая власть в стране серьезно ослабла.
А сколько сил и средств стоило стране стремление советских руководителей использовать так называемые национально-освободительные движения по миру в своих внешнеполитических интересах! В интересах тех же арабских политических и военно-политических движений в борьбе против Израиля. Надо напомнить, однако, что и сам Израиль создавался при активнейшей поддержке Советского Союза.
Дров на этом поприще было наломано немало! А наша страна терпела при этом не только материальные и политические издержки, но и платила за эти ошибки большим числом человеческих жизней. И нельзя утверждать, что это все были ошибки только советских руководителей. Вспомним, сколько жизней русских солдат было положено в XIX веке за освобождение болгар от османского ига. И чем это обернулось в наши дни? Открытой антироссийской политикой болгарского руководства.
Вспомним и тех российских солдат, которые погибли в боях за освобождение Китая от японских захватчиков, в борьбе вьетнамцев и корейцев против Соединенных Штатов!
Сегодня внешняя политика Российской Федерации в области национальных отношений претерпела существенные изменения ― коренные.
Опыт прошлого показал: этот фактор непредсказуем и не может быть использован в расчете на перспективу во внешнеполитических, а тем более, в геополитических целях. Намного больше политических выгод и освобождение своей страны от неоправданных расходов на международную деятельность могут принести дистанцирование от межнациональных и межэтнических проблем, существующих в международных отношениях, и предложение себя в качестве равноудаленного посредника в урегулировании конфликта.
Наглядным подтверждением правильности подобной линии, например, стала политика России в конфликте между Арменией и Азербайджаном, а также линия на посредничество в ходе нынешнего арабо-израильского конфликта, который грозит перерасти в новую крупную войну на Ближнем Востоке.
Стоит особо отметить, что некогда поддержка Советским Союзом арабского мира в противоборстве с Израилем не избавила нас от исламской террористической угрозы. Ее подпитывают до сих пор, прежде всего, некоторые арабские режимы.
А вот дистанцирование от противоборства ряда стран по этно-национальному признаку способствовало улучшению отношений с рядом наших некогда откровенно вражеских стран. В частности, таких как Турция, Израиль, Саудовская Аравия и ряд других арабских стран.
При этом Россия не отходит от своей принципиальной позиции по ряду важных моментов для участвующих в противоборстве сторон. Так, наша страна не изменила своего отношения к вопросу о геноциде армян со стороны Турции в 1915 году. Просто сегодня мы не считаем необходимым акцентировать внимание на этом чрезвычайно болезненном для турок и армян историческом моменте. Между тем американцы, желая унизить Турцию за ее независимую политику, совсем недавно заявили о признании факта геноцида 1915 года, чем еще больше осложнили свои отношения с этой страной.
Такой же позиции придерживается Россия и по поводу незаконно оккупированных Израилем арабских территорий, что зафиксировано в решениях ООН еще при Советском Союзе. Не признала Россия и перевода столицы Израиля из Тель-Авива в Иерусалим. Правда, это не помешало нам существенно улучшить отношения с Израилем.
Иными словами, в российской внешней политике стало намного больше здорового прагматизма и меньше, как говорила незабвенная Фаина Раневская, «соплей в сахаре».
Вот как, например, МИД России устами своего официального представителя Марии Захаровой отреагировал на последний арабо-израильский конфликт: «Россия в качестве постоянного члена Совбеза ООН, участника квартета международных посредников по ближневосточному урегулированию во взаимодействии с региональными и международными структурами продолжает добиваться комплексного и устойчивого урегулирования в соответствии с резолюциями СБ ООН. Они предусматривают создание двух государств ― Палестины и Израиля, ― сосуществующих в мире и безопасности, ― сказала Захарова. ― Кроме того, мы поддерживаем контакты со всеми заинтересованными игроками на двусторонней основе. В частности, эта тема затрагивалась в ходе телефонного разговора президентов и министров иностранных дел России и Турции, фигурирует в повестке консультаций с прибывшим в Москву генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем».
Дипломат также подчеркнула, что Москва осуждает нападения на мирных граждан вне зависимости от их национальности и вероисповедания, выступает за восстановление статус-кво священных мест в Иерусалиме и за прекращение поселенческой деятельности израильтян на оккупированных палестинских территориях.
Естественно, что ситуация, складывающаяся вокруг арабо-израильского конфликта с возможной перспективой его разрастания на весь Ближний Восток, не может не вызывать нашей обеспокоенности.
Не случайно Владимир Путин заявил на заседании Совбеза РФ, что конфликт между Палестиной и Израилем напрямую связан с интересами безопасности России, так как происходит вблизи ее границ: «Обострившийся палестино-израильский конфликт — это происходит в непосредственной близости от наших границ и напрямую затрагивает интересы нашей безопасности».
И эта обеспокоенность выглядит более чем мотивированной с учетом наличия в Сирии российских военных баз, а также все большей вовлеченности в конфликт вооруженных сил Сирийской Арабской Республики, которая выступает союзником Ирана.
Между тем нагнетание напряженности на Ближнем Востоке особенно чувствительно коннотируется с созданием напряженности, которую создают силы НАТО вокруг Российской Федерации. Они размещают по всему периметру границ дополнительные воинские подразделения, проводят крупные военные учения, имитирующие нападение на территорию нашей страны с использованием стратегических бомбардировщиков США и НАТО, а также предпринимают другие действия с участием стратегических разведывательных средств авиации и ВМФ с целью спровоцировать нас на ответные меры.
Но если откровенно провокационные действия НАТО вокруг российских границ носят демонстративно-угрожающий характер, то конфликт на Ближнем Востоке может перерасти в реальную угрозу. В том случае, если Израиль решится на реализацию откровенной провокации в отношении ХАМАСа с перспективой развития непосредственных военных действий в отношении Ирана с подачи и будущей поддержки со стороны США и суннитских арабских стран.
А, принимая во внимание, что Израиль и США заинтересованы прежде всего в уничтожении ядерных объектов на территории Ирана, ближневосточный конфликт может превратиться в реальное ядерное противостояние. Тем более не секрет, что Израиль свое ядерное оружие имеет, а к началу ирано-израильской войны такое оружие может появиться и у Ирана. Остается только надеяться, что информация об этом не является дезинформационным вбросом со стороны США, желающих развязать большой пожар на Ближнем Востоке, чтобы погреть на нем свои руки.
Свежие комментарии