На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

"Баргузин" все же придёт на смену "Молодцу"? Россия может вновь запустить "ядерный поезд" из-за краха договора РСМД.

Так совпало, что ровно 60 лет назад бесславно завершилась попытка США поставить стратегические ракеты на железнодорожную базу. В начале "космического" 1961-го Пентагон приостановил все работы по реализации проекта железнодорожной пусковой установки, в рамках операции "Big Star".

Более двух лет пресса широко освещала характеристики и маршруты ракетных поездов, созданных специалистами компании "Boeing". По задумке конструкторов, они могли перевозить три новейших на тот момент ракеты LGM-30 Minuteman, которые в случае начала глобальной войны должны были стартовать в течении 15 минут на дальность около девяти тысяч километров.

Систему, особо не мудрствуя, назвали Mobile Minuteman и сделали из неё что-то вроде нацпроекта. Газетчики освещали каждый шаг конструкторов ядерного поезда, а военные планировали перевести на железнодорожные рельсы до половины будущего арсенала твердотопливных стратегических ракет США.

В США не только не делали тайны из проекта Mobile Minuteman, но и всячески его рекламировали. Такие схемы передвижения будущего "атомного поезда" печатала центральная пресса. Фото из Яндекс-коллекции

Однако, ещё на стадии макета, проект затребовал колоссальных средств, и в дальнейшем грозил превратиться в такую финансовую "чёрную дыру", которая напугала даже американских военных, не привыкших экономить денежки налогоплательщиков. Проект и шумиху в прессе тихо свернули и в начале 1961-го закрыли окончательно. Но то, что не удалось конструкторам "Боинга" вполне успешно было реализовано в СССР, едва Союз получил на вооружение надежную твердотопливную ракету РТ-23.

БЖРК на сети железных дорог мог отличить только очень опытный человек, по некоторым характерным деталям. "Молодец" имел почти всю номенклатуру вагонов от "рефрижераторов", до "Багажно-почтовых". Фото из Яндекс-коллекции.

Об истории советского "Поезда Апокалипсиса", или точнее, Боевого Железнодорожного Ракетного комплекса РТ-23 УТТХ «Молодец», мы уже рассказывали в одном из наших материалов. В натовской кодировке он проходил как SS-24(Scalpel) и западное название, вопреки обыкновению, довольно точно отражало суть проекта. Словно точный хирургический инструмент, он был способен вскрывать противоракетную оборону, оставаясь при этом неуязвимым. "Молодец", находясь в любой точке Союза, мог в течении трёх минут запустить три ракеты, на расстояние свыше 10000 км. Каждая ракета несла до десяти боевых блоков, мощностью, сравнимой с 30-40 бомбами, взорванными американцами в Хиросиме и Нагасаки.

Ракета комплекса 15:61 весила около ста тонн и могла быть выпущена с любой точки маршрута, с помощью "минометного старта". Фото из Яндекс-коллекции

Вероятность поражения такого комплекса на боевом дежурстве была близка к нулевой. Американские эксперты посчитали, что даже единовременная атака территории СССР 130 ракетами "Минитмен", вместе с высокоточными крылатыми ракетами не дает и 10 процентов вероятности уничтожения БЖРК.

"Молодец" стал жертвой дипломатических игр и странной мягкотелости последнего советского руководства. С 1991 года поезд выходил на маршрут лишь однажды, а в 2007 году были утилизированы последние составы.

БЖРК "Молодец" в музее. Фото из Яндекс-коллекции.

Вскоре американцы один за одним стали обрушивать ключевые договоры, на которых строилась архитектура мировой безопасности. В 2009 году российское Министерство обороны объявило о планах создания нового БЖРК "Баргузин". Он планировался, как прямой наследник РТ-23 УТТХ «Молодец», лишенный его системных недостатков. Прежде всего, это избыточное давление на железнодорожное полотно, из-за которого приходилось модернизировать и усиливать огромные участки дороги. Старые "Скальпели" должны были заменить новые твердотопливные ракеты РС-24 "Ярс" "Московского института теплотехники". Предприятие стало головным разработчиком БЖРК вместо КБ "Южное", оставшегося на территории Украины. "Баргузин" должен был нести шесть ракет 15П155М. Сумарная мощность его зарядов превышала мощь "Молодца" почти в полтора раза.

"БЖРК "Баргузин" в инфографике Министерства Обороны РФ.

Новый "атомный поезд" находился в достаточно высокой степени готовности, когда в 2017 году неожиданно было объявлено о закрытии программы. Причиной указывалась экономическая нецелесообразность и изменившиеся реалии железнодорожного сообщения. Но проект, очевидно, далеко не убирали. И как только в августе 2019 года США похоронили ещё один ключевой договор, о ликвидации ракет средней и малой дальности, вновь поползли слухи о включении "Баргузина" в Госпрограмму вооружений. Не так давно ряд экспертов, близких к российскому МО, заявили, что в случае появления в Западной и Восточной Европе наземных пусковых комплексов крылатых ракет, программа будет восстановлена быстро и в полном объеме.

"Молодец" стал жертвой дипломатических игр и странной мягкотелости последнего советского руководства.

Такая мягкотелость обычно выражена в огромных суммах потраченных денег.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх