На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Виктор Павлов: неглавные роли, единственная любовь, сорок лет счастья и причина ухода

Виктора Павлова, прославившегося ролью студента в комедии "Операции "Ы" ("Экзамен для меня всегда праздник!") и друга Шарапова - Левченко в фильме "Место встречи изменить нельзя", нет с нами уже пятнадцать лет.

Он родился 5 октября 1940 года в Москве. Его родители были сибиряками, жили в Чите: отец работал инженером, мать врачом-акушером. Осенью 1940 года они переехали в Москву и поселились в коммунальной квартирке в Сытинском переулке.

Военное детство, хоть и было голодным и холодным, но оставило только теплые воспоминания: приход с войны отца, запах отцовской военной гимнастерки, много друзей, начало мирной, светлой жизни с надеждой на счастье, гомон "птичьего рынка". Птицы были особой любовью парня, страсть к ним он пронес через всю свою жизнь.

С ватагой пацанов он проникал мимо билетерш в кинотеатр, где притаившись в кинозале удивленно смотрел на экран. В детстве он был хулиганом. Кстати, именно в драке ему повредили ухо, и оно стало слегка оттопыренным. Позже именно на ухе Гайдай сделает акцент в "Операции "Ы".

В восьмом классе над Павловым нависла угроза попасть в колонию - как соучастника кражи. Миновала его эта участь благодаря связям отца, работавшего в Министерстве сельского хозяйства.

После этого Виктор устроился на завод, учился в вечерней школе, и еще успевал играть в драмкружке. В 1959 году Виктор поступил в Щепкинское театральное училище.

"На экзамене я читал Твардовского, Островского, Есенина, Северянина. Есенин и Северянин тогда были запрещены. А я решил, что все равно прочитаю любимых поэтов. Помню, из Северянина читал:
Шумите, вечные дубравы!
Расти, трава! Цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день!
После таких слов перекрестился. Все преподаватели просто замерли. Но никто не осудил, никто. А Вера Пашенная вдруг сказала: "Посмотрите, какая у него красивая грудь".

Я чуть не рассмеялся. Просто я очень волновался и часто вздыхал. Вот, наверное, от этого и грудь красивая получилась..." - вспоминал Павлов.

Его однокурсниками были Олег Даль, Виталий Соломин, Михаил Кононов. Дебют Виктора в кино состоялся в 1962 году, когда он учился на четвертом курсе училища: в фильме Станислава Ростоцкого "На семи ветрах" он сыграл роль солдата. Правда, за год до этого Павлов мелькнул в эпизоде фильма "Когда деревья были большими" (в титрах не указан).

"Операция Ы".

Весной 1965 года, придя в Московский драматический театр имени Ермоловой, Павлов познакомился с будущей женой - актрисой Татьяной Говоровой. Когда Татьяна увидела Виктора впервые, то мягко говоря, была разочарована. Павлов пришел из "Современника", где успел поработать пару лет после окончания театрального училища.

Актеры собрались мы в репетиционном зале на первую читку пьесы Джона Пристли "Время и семья Конвей". Виктору досталась отрицательная роль Эрнеста Биверса - молодого скромного парня, который с годами превращается в богатого самодовольного мерзавца. Татьяна играла подругу семьи Конвей Джоан Хельфорд. И вот Виктора представляют труппе. Встает человек с совершенно несчастным видом, одно ухо торчком, то краснеет, то бледнеет, переминается с ноги на ногу...

Таня недовольно подумала: "Боже мой, как он на сцене-то будет играть?!" Но Павлов скоро освоился, стал поспокойнее. Как потом выяснилось, что в "Современнике" кроме ролей гномов, ему ничего не предлагали. Тане Говоровой было двадцать пять лет, она уже несколько лет играла в театре и чувствовала себя такой "бывалой" артисткой...

Татьяна Говорова.

Когда она услышала, как Павлов проникновенно читает пьесу, то подумала: "А у этого парня есть сердце..." Хорошенькая Таня не испытывала недостатка в поклонниках, и ее поначалу задевало, что Виктор равнодушен к ней. Коллектив в театре был дружный. На репетициях и на гастролях обсуждали роли, играли на гитаре, пели и Таня отметила, что именно с Виктором ей очень легко и очень весело.

"Вдруг он взял гитару и запел романсы. Тут у меня словно мороз по коже: такой прекрасный голос, печальные глаза. Во время песни я словно увидела его душу, такую ранимую, добрую. А потом он отложил гитару, подошел ко мне и говорит: "Ты сидишь как-то неудобно. Давай подушечку подложу". И слегка коснулся моей руки. Вот тут, что называется, меня словно током ударило..." - вспоминала Татьяна.

Однажды Виктор вызвался проводить девушку домой после спектакля и она загадала: "Если подарит мне цветы, то выйду за него замуж..." И вдруг Виктор остановился и купил ей огромную чайную розу. Таня улыбнулась и довольно спрятала носик в цветок.

Виктор и Татьяна.

Их роман начался на гастролях в Кисловодске. Оказалось, администратор про Витю, исполнителя главной роли, совершенно забыл и не зарезервировал ему жилье. Всем раздают бумажки с адресами - кто куда заселяется, актеры разъезжаются, а Витя, человек очень скромный, остается стоять с чемоданом на перроне. Таня уговорила квартирную хозяйку впустить еще одного жильца за ширму.

У Павлова в Кисловодске жил друг - карачаевец Чотай. Однажды Виктор и Чотай с друзьями пригласили Таню в горы. Виктор упрашивал друзей сделать так, чтобы поездка произвела на девушку неизгладимое впечатление. "Кунаки" обстоятельно подошли к делу. Взяли с собой лучшие вина, фрукты и ... живого барана.

Потрошили его со словами: "Такого шашлыка, вы, артистка Говорова, нигде больше не попробуете!" Таня старательно отворачивалась, но ни кусочка не могла проглотить. Неизгладимого впечатления добились, когда подвыпивший Павлов станцевал безумный темпераментный кавказский танец с кинжалом в зубах. Все лежали от хохота. В этот день Виктор признался Татьяне в любви.

Гастроли закончились, Виктор уехал на съемки, а Таня в отпуск. В разлуке оба поняли, что не могут жить друг без друга, и решили пожениться. Когда они подходили к ЗАГСу, Виктор вдруг потянул Таню за руку к скамейке, усадил и попросил еще раз все обдумать: у нас нет ни денег, ни квартиры… что у нас вообще есть, профессия актера? Так себе капитал… Но Таня ни в чем не сомневалась - с Виктором она была готова на самый скромный рай в самом маленьком шалаше.

Кадр из фильма "Двенадцать стульев".

Свадьбу закатили шикарную. В роли тамады выступил гитарист, красавец и цыган Вася Туманский. Жили молодые у Таниных родителей.

Виктор всю жизнь ревновал Татьяну к мужчинам. Причем, доходило до смешного, в числе Таниных "ухажеров" были все - от верхушки театра до рабочих сцены. Когда жена задерживалась после спектакля, Павлов кричал: "Ты с кем была?! Я знаю, он - рабочий сцены или пожарный!"

Татьяна, считала, что муж ревнивый, поскольку его мать была такой же. Он вообще во многом был похож на маму - и внешне, и по артистичности. Когда умер его отец Павел Игнатьевич, его провожали в последний путь на кладбище, гроб опускают в землю и вдруг вдова Лидия Никандровна сквозь слезы, громко так говорит: "Витя, погляди, кто тут по соседству закопан? Ой, одни бабы же!" Несмотря на трагичность момента, многие еле сдерживались, чтобы не расхохотаться.

Свадьба Виктора и Татьяны.

В мае 1967 года в семье появилась дочь Саша. Виктор был очень трепетным отцом, души в ней не чаял, дарил Сашеньке невероятных кукол и закатывал целые пиры на дни рождения. Он был гиперответственным и обожал "своих девочек". Пока Таня была в декрете, Виктор активно снимался.

В этот период он появляется в картинах "Майор Вихрь" и "Адьютант его превосходительства". В последнем Павлов сыграл бандита Мирона Осадчего.

В роли Мирона Осадчего.

С этим образом связана забавная история. Павлов с женой пришли в магазин, а там очередь. Они встали в конец очереди. Вдруг какая-та девушка, расталкивая всех локтями, стала пробираться к прилавку. Виктор ее решил осадить: "Девушка, встаньте в очередь, как все. Видите, тут же и бабушки стоят". Эта девушка повернулась к ним и сказала со злостью: "Ты на экране сволочь, такой же и в жизни!"

Виктор и Татьяна с дочкой.

В 1968 году Павлова пригласили на съемки "На войне как на войне" на роль Гриши Щербака. Съемки совпали с гастролями театра и ему пришлось уволиться. Позже он пробовал свои силы в нескольких театрах, но в конце концов остановился на Малом.

Вскоре семья получила квартиру в Стрельбищенском переулке, где дочка Саша пошла в школу. Павлов был сумасшедшим отцом - и на лыжах, и на коньках с дочкой... Нужно пианино для занятий Саши? Будет пианино! Английский язык? Оплатил репетитора дочке... Таня жила с ним как за каменной стеной. В выходные Татьяна отсыпалась, а муж с дочкой успевали съездить на птичий рынок и вернуться. "Мама, мы не одни!" - кричала Саша. В доме появлялся котенок, хомяк или щегол.

В шутку за хозяйственность Виктора друзья называли "бухгалтером". Артист виртуозно умел договариваться о гонорарах. Любимая фраза Павлова: "Вы будете иметь хорошего актера, а что будет иметь у вас хороший актер?"

В их доме собирались Александр Абдулов, Борис Хмельницкий, Павел Лунгин, Прасковья Рыбникова. Он обожал удивлять и радовать. Был настоящим человеком-праздником, любил гостей, с удовольствием их принимал.

"Операция Ы".

Хотя чаще озадачивал жену. В югославской картине "Единственная дорога" Павлов работал вместе с Владимиром Высоцким. И вот киногруппа в Москве. "Надо встретить", - командует жене Виктор. Ну, надо так надо. Таня отнеслась со всей серьезностью, потому что народу ожидалась толпа, еще и иностранцы. Пельменей налепила столько, что едва уместила на балконе.

Муж пришел, увидел балкон в пельменях и удовлетворенно улыбнулся - его родители родом из Сибири и это блюдо в семье всегда ценилось больше остальных. У настоящего хозяина дом просто обязан быть полной чашей и Таня старалась соответствовать.

Семья Павловых.

Он не признавал отдыха порознь и летом обязательно вывозил семью на море. Как-то Павловы в Ялте жили в Доме отдыха актеров. Виктор уехал на несколько дней на съемки. По хохоту, который разрывал Дом актера, Таня поняла что ее муж вернулся со съемок.

Они с дочкой увидели Виктора, идущего к ним в узбекской тюбетейке, восточном халате, за пазухой две дыни, в руках коробка с восточными сладостями, в зубах букет цветов. Он был неистощим на выдумки.

Виктор был у режиссеров нарасхват. Кино Виктора полюбило не сразу, зато бурно и навсегда. Он рассказывал, как учился в Щепкинском училище и с киностудии "Мосфильм" пришла ассистентка режиссера отбирать кандидатов на небольшую роль. А Вите отец подарил чешский кожаный портфель, считавшийся тогда особенным шиком. И вот назначают ему время явиться на киностудию. Витя ужасно разволновался, ночь не спал - его же выбрали!

Приезжает. По коридору пробегает та самая ассистентка: "Эй, парень! А портфель где?" И Витя понял, что его выбрали как предмет интерьера вместе с портфелем...

Как он играл в постановках Гончарова, купчика в пьесе "Дети Ванюшина", Шута в "Короле Лире", Аркашку в "Лесе", в изумительных "Беседах с Сократом"!

В 70-80-е годы послужной список Павлова чуть ли не ежегодно пополнялся новыми киноролями. Самыми известными были роли в фильмах: Васька-сеньор в "Здравствуй и прощай" (1973), Демьян Штычков в "Строговых" (1976), Игнатенко в "Схватке в пурге" (1978), Митька Лысов в "Емельяне Пугачеве" и Левченко в телесериале "Место встречи изменить нельзя" (оба -1979), Николай Ватутин в "Контрударе" (1985).

"Место встречи изменить нельзя".

В период с 1990 по 1997 год он умудрился сняться в 37 фильмах. Назову лишь некоторые из этих работ актера: "Крысиный угол" (1992), "Колечко золотое, букет из алых роз", "Мастер и Маргарита" (оба - 1994), "Воровка", "Роковые яйца", "Крестоносец" (все - 1995), "Научная секция пилотов" (1996). В начале нового тысячелетия самыми запоминающимися его работами стали образы в фильмах "ДМБ", "Марш Турецкого", "Бригада".

У этого актера был уникальный талант: он с равным обаянием мог играть как положительных, так и отрицательных героев. Виктор Павлович сыграл множество ролей, в его фильмографии их около 170.

О том, каким Виктор Павлович был человеком, можно судить по одной истории...

В семье Павловых всегда были собаки, но ирландский сеттер Алан - отдельная история, все его безумно любили. Виктор поначалу носил гулять крошечного щенка за пазухой, заворачивал в шарф. Потом бегал по двору с щенком-подростком, затем чинно гулял со взрослой собакой. Алану было около десяти лет, когда у него выявили рак - саркому. Павлов таскал его по ветеринарам, пробовали новейшие лекарства, но псу становилось хуже и хуже.

Однажды Таня пришла из театра, а собаки нет. Павлов сам, один, молча поехал усыплять собаку. Подгадал, чтобы ни жены, ни дочки не было дома. Взял всю ответственность и боль на себя. Потом рассказал, как Алан, которого уводили по коридору, в последний раз на него оглянулся... И этот взгляд взял на себя! Главное для него - оградить свою семью, своих девочек от горького прощания с домашним любимцем.

Портрет Александра Лазарева в спектакле "Человек из Ламанчи", работа Виктора Павлова.

У Виктора Павловича было много талантов: и пел прекрасно, и рисовал. Писал замечательные портреты друзей, коллег, жены и автопортреты. А как он гримировал! Этим мастерством овладел еще во время учебы. Ведь на последнем курсе Театрального училища имени Щепкина у него что-то случилось со связками и пропал голос. Испугавшись, что с профессией придется прощаться, Витя решил поучиться у театральных гримеров. Голос потом вернулся, а эти навыки остались. И потом он сам себя гримировал. За что бы ни брался, все у него получалось великолепно. Когда умер его друг Валерий Носик, Виктор написал стихотворение:

"Меж первым криком и последним вздохом

Всевышний подарил нам жизни суету.

Стремись не растерять судьбу по крохам,

Грех всякий твой у Бога на счету.

Со стоном просыпаюсь по ночам.

В душе другие ритмы, чем когда-то.

Не верю я надгробным всем речам,

Ты для меня всегда живой и ближе брата..."

"Место встречи изменить нельзя".

Павлов обожал рыбалку. Стоило семье приехать на побережье, Виктор уже через сутки знал всех местных со спасательных станций и узнавал, где можно порыбачить. Мог сгинуть на сутки. Подруга Тане говорила: "Тань, ты бы посмотрела, каким таким медом намазаны эти рыбалки..."

С Михаилом Кононовым в фильме "Здравствуй и прощай".

Но Татьяне и в голову не приходило выслеживать и ревновать. Хотя, Виктор женщин любил, особенно молоденьких и хорошеньких. Но ни разу за сорок лет он не поставил Татьяну в унизительное положение. Хотя, как отмечала Татьяна Николаевна, дамочки за Павловым ухлестывали... Одна актриса ему просто проходу не давала. Таня немного напрягалась и думала: если Витю уведут, значит судьба такая. Драться с этой актрисой что ли?

Незадолго до смерти он завел голубей. Руководство Малого театра выделило ему под голубятню место - чердак, где располагались декорационные мастерские. Он сам соорудил голубятню, ездил за кормом, ухаживал за птицами. Когда Татьяна переступила порог "святилища", то увидела как Виктора встретили птицы, они буквально облепили его. "Павлов, в перьях ты похож на снежного человека!" - засмеялась жена.

В спектакле "Мой любимый клоун", где Павлов играл вместе с Виталием Соломиным, в финале выпускали на сцену голубей. Надо было видеть лицо Виктора, когда он возился с птицами. Он был похож на счастливого ребенка. Каждому голубю даже свое имя придумал - в честь легендарных артистов Малого театра. Самый озорной - это Игорь Ильинский, суровый - Елена Гоголева, важный - Михаил Царев.

Кстати, Виктор предложил Станиславу Говорухину во время съемок фильма "Место встречи изменить нельзя" , чтобы в сцене гибели Левченко полетели белые голуби. Они с Высоцким даже на птичий рынок съездили, но режиссер не согласился. Роль налетчика Левченко, запутавшегося, сломанного войной и недобрыми людьми, настрадавшегося, но все еще сильного и волевого, сумевшего остаться человеком даже перед лицом смерти, стала звездной для актера. Казалось бы, смотрено-пересмотрено, и каждое слово все помнили наизусть - а все же "мороз по коже". "Здорово, ротный. - здорово, Левченко…"

Когда Павлова не стало, все были удивлены, сколько человек с птичьего рынка пришло проводить его в последний путь... Он умел окружать себя по-настоящему искренними людьми.

О своем здоровье Виктор Павлович, как часто это бывает с людьми увлекающимися, заботился мало. А между тем он давно страдал от повышенного давления и проблем с сосудами. Первый инсульт случился у него дома в 1999 году. Татьяна Николаевна готовила завтрак, Виктор Павлович сидел за столом. И вдруг, как в замедленном кино, Татьяна увидела - муж странно клонится в бок, со стола летит и с оглушительным звоном разбивается стакан. После выписки из больницы он достаточно быстро восстановился. Но за первым инсультом последовал второй.

Виктора Павловича в театре любили все. Даже когда он не мог выходить на сцену и не мог говорить из-за нарушения речи, Юрий Мефодьевич Соломин и Виктор Иванович Коршунов помогали его семье, устраивали в клиники, контролировали все до последнего момента и выплачивали Павлову оклад. Его не стало 24 августа 2006 года. Ему было 65 лет. Похоронен актер на восьмом участке Кунцевского кладбища рядом с могилой отца.

Татьяна Ивановна с дочерью и внучкой.

С Татьяной Николаевной Говоровой они счастливо прожили сорок лет и были невероятно преданы друг другу, воспитали дочь Александру, ставшую врачом, и внучку Наташу. Внучка Наташа работает врачом-стоматологом.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх