На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

"Охота на "Фердинанда". Танковое сражение под курскими Понырями, которое закончилось в подмосковной Кубинке.

Одной из главных "звёзд" бронированной коллекции парка "Патриот" в подмосковной Кубинке, несомненно, стала немецкая САУ "Фердинанд", с бортовым номером 501. Это одна из двух сохранившихся в мире самоходок авторства блестящего конструктора и близкого приятеля германского фюрера Фердинанда Порше, плод его неудачной попытки создать основной тяжелый танк для панцерваффе Вермахта.

Подбитая САУ "Фердинанд" "501" под Понырями на Курской дуге. Сегодня это одна из двух сохранившихся с войны самоходок конструкции Фердинанда Порше. Фото из Яндекс-коллекции.

Большой заказ, не без помощи военного лобби, тогда ушел фирме Хеншель. Порше, самонадеянно изготовивший почти сотню шасси для так и не принятых на вооружение танков, получил утешительный приз. На их базе была создана самая известная, а вернее, окутанная легендами самоходка Второй Мировой.

Выставочный выезд САУ "Фердинанд" ("Элефант с 1944 года) под Берлином. На броне сам Порше и часть его коллектива. Фото Бундесархив.

Её боевой дебют состоялся на северном фасе Курской дуги, возле двух рабочих посёлков и станции с простецким названием Поныри. Трудно сказать, кому из немецких командиров пришла "блестящая" идея использовать истребители танков в качестве в качестве тарана глубоко эшелонированной обороны советских войск, но удачной её не назовешь. Бронированная шкура "Фердинанда" могла выдержать большое количество попаданий. Его орудие, на основе зенитной пушки "8-8" было в полтора раза мощнее чем то, которым был вооружен строевой "Тигр". Но отсутствие оборонительного пулемёта, плохой обзор и избыточный вес сводили на нет все преимущества. По-крайней мере в той странной роли, что отвело тяжелой САУ немецкое командование под Понырями.

Июль 1943 года. Немецкие тяжелые САУ выдвигаются в район рабочих поселков Поныри 1 и 2, для захвата железнодорожной станции. Фото из Бундес-архив.

Советская пехота подготовила детищу Порше немало громких сюрпризов, сопровождаемых огнём тяжелой артиллерии и орудий истребительных противотанковых частей. Отчёты об уничтоженных "Фердинандах" наглядно отобразили разнообразие средств, к которым прибегали солдаты Красной армии, чтобы укротить 65-тонных стальных монстров. Особо отличились сапёры, добавившие в свои хитрые минные поля не только отечественные боеприпасы, но и немало трофейных авиабомб и снарядов. Более половины "Фердинандов" стали жертвами таких штатных и импровизированных мин.

Фердинанды, подорвавшиеся в первые минуты боя на минном поле. Немцы так и не смогли их эвакуировать из-за огромного веса и быстрого контрнаступления РККА. Фото из Яндекс-коллекции.

Десятого июля 1943-го года, когда в бой были брошены основные силы Вермахта на северном фасе Курской дуги, небольшая стайка будущих "Элефантов", рассеянная огнём крупнокалиберной артиллерии РККА, нарвалась на минное поле, хорошенько начиненное фугасами на основе немецких боеприпасов. По иронии судьбы, часть нацистского бронированного тарана стала жертвой немецкой же взрывчатки. Затем к охоте на "слона" подключились артиллеристы, проявив немалое разнообразие. Двум "Фердинандам", вскоре после начала боя, отстрелили "жало", снайперски пробив из малокалиберных пушек и ПТР шестиметровой орудие самоходки. Досталось им и от обычных дивизионок. Известен один случай, когда 76-мм орудие прямо уничтожило САУ выстрелом в боковую броню, в районе бензобака. В остальных случаях, дело начатое артиллеристами завершали бойцы с "коктейлями Молотова". От бутылок с горючей жидкостью КС сгорело как минимум три обездвиженных противотанковыми пушками высокотехнологичных детища Порше.

"Сталинские кувалды" на позициях в районе Понырей. Июль 1943 года. Фото РГАКФД

Финальную точку в охоте на крупного нацистского зверя довелось поставить крупнокалиберной артиллерии. Особенно "повезло" машине с номером 701. Прямо ей в люк прилетел фугасный снаряд от "Сталинской кувалды", 203-мм гаубицы Б-4. Ещё один "Фердинанд" был уничтожен попаданием бомбы из пикирующего бомбардировщика Пе-2. Того просто разнесло на запчасти.

Будущий кубинский экспонат на поле боя. Июль 1943 года.

"Пятьсот первый" Фердинанд из состава 5-й роты 653 дивизиона попал в руки Красной Армии одним из наиболее целых. Он подорвался на мине, в районе посёлка Поныри №2, поблизости от "танковой высоты" 257,7 и, лишившись левой гусеницы, был зацапан контрнаступавшими советскими стрелками. Экипаж не стал дожидаться, пока его запекут в броне или захватят в плен, как танкистов других машин и ретировался, даже не попытавшись её уничтожить. Война для "501-го" закончилась на подмосковном полигоне, где ему ещё немало пришлось претерпеть от испытаний штатного и экспериментального противотанкового оружия. Он имел все шансы в дальнейшем пойти на лом, как и остальные двадцать машин, уничтоженных под Понырями, но его всё же решили оставить для истории. Теперь это бесценный экспонат и один из последних материальных свидетелей жаркого боя на северном фланге Курской дуги, где во многом решалась судьба всей битвы.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх