Свежие комментарии

  • Konstantin Петров23 января, 15:03
    Зачем такие страсти. Навальный опубликовал, по словам Пескова, фейк. Так проще было бы еще раз предъявить народу дохо...Адвокаты не стали...
  • вера курьянова (гончарова)23 января, 14:28
    Какие они враги, люди выходят совсем по другим причинам, они видят все.Жена Навального с...
  • вера курьянова (гончарова)23 января, 14:26
    Может депутата посадить лет на пять.Правительство реш...

Двадцать лет назад состоялось первое боевое применение Ка-50. Почему легендарная "Черная акула" так и не пошла в большую серию?

Вертолёт Ка-50 я впервые увидел на фотографиях с салона Фарнборо 1991 года, где состоялся его публичный дебют. В условиях постсоветского развала, машина казалась посланницей из далекого будущего, или героем самых смелых фантастических саг. На фоне этого поджарого рукотворного хищника, напоминавшего скорее не акулу, а изготовившегося к прыжку плотоядного ящера, грозный "Апач" смотрелся бочкообразным кургузым недоделком.

Двадцать лет назад состоялось первое боевое применение Ка-50. Почему легендарная "Черная акула" так и не пошла в большую серию?

Ка-50 стал "дембельским аккордом" советского военпрома. В нем объединили все возможные технологии и смелые конструкторские решения и совершили инженерный прорыв, когда вертолётная тема постепенно начала заходить в тупик. Здесь была применена новаторская соосная система расположения винтов, новые комплексы навигации и прицеливания.

Двадцать лет назад состоялось первое боевое применение Ка-50. Почему легендарная "Черная акула" так и не пошла в большую серию?

Ка-50 и Апач АН-64.

Создатели вертолета словно заглянули лет на двадцать вперед и предполагали давать целеуказание будущей "Черной акуле" с помощью электронной разведки и беспилотников. Управление оружием, система спасения экипажа, маневренность в полете - все это было уникальным и революционным. Слишком революционным для чахлого российского ВПК, который в связи с потерей компетенции и разрушением союзной кооперации в те годы стал жалкой тенью своего мощного советского предка.


Двадцать лет назад состоялось первое боевое применение Ка-50. Почему легендарная "Черная акула" так и не пошла в большую серию?

Серийные К-50. Фото "Спутник"

Десять лет создатели доводили вертолет до ума: от прототипа "изделие 800", до полноценной боевой машины и в конце концов довели. Но ни иностранных покупателей, ни больших приобретений от собственной армии так и не дождались. Заказчики справедливо боялись проблем с серийным производством, когда военные заводы в постсоветской России гибли один за одним.

В 1995 году Ка-50 со скрипом приняли на вооружение, но установочная партия в десять машин казалась оскорбительно малой для такого технологичного красавца. И фактически последней. Потом было произведено всего пять машин, а позднее, в 2008 году, ещё две. После чего выпуск "Черной акулы" прекратили в пользу её новой двухместной модификации, известной теперь, как отличный "Аллигатор" Ка-52.

Двадцать лет назад состоялось первое боевое применение Ка-50. Почему легендарная "Черная акула" так и не пошла в большую серию?

Ка-50 и его потомок Ка-52 в одном строю. Фото ТАСС.

Несмотря на малую серию и, по большому счету, скомканную судьбу, в биографии "Черной акулы" есть довольно успешный эпизод боевого применения. Крещение огнём состоялось ровно двадцать лет назад против террористического интернационала в Чеченской республике. В составе Боевой ударной группы он совершил без малого полсотни вылетов и выпустил более 900 управляемых и неуправляемых ракет и десятки тысяч снарядов бортовой пушки. Из-за уникальных маневренных свойств Ка-50 имел возможность забираться туда, где не могли действовать более привычные "крокодилы" и наносить удары по лагерям и базам боевиков в тесных кавказских ущельях. То, что творил "Камов" в воздухе, напоминало скорее балет, чем полет тяжеленной десятитонной машины.

Двадцать лет назад состоялось первое боевое применение Ка-50. Почему легендарная "Черная акула" так и не пошла в большую серию?

Боевикам встреча с "Черной акулой" явно пришлась не по нраву. Аслан Масхадов объявил награду за Ка-50, в миллион долларов. Было создано несколько диверсионных групп для уничтожения его на земле, но ничего у них не вышло. По отзывам лётчиков, "Камов" показал себя превосходно и "на голову" превышал возможности строевого Ми-24.

Двадцать лет назад состоялось первое боевое применение Ка-50. Почему легендарная "Черная акула" так и не пошла в большую серию?

Ка-50 из состава Боевой ударной группы (БУГ) в Чеченской республике. Фото из Яндекс-коллекции.

Ка-50 стал жертвой безденежья, развала промышленности и, как ни странно, того, что он слишком опередил своё время. Это машина цифровой эпохи, а действовать ей пришлось в те времена, когда и старые системы вооружения испытывали грандиозный упадок. В итоге, она стала чем-то вроде летающей лаборатории, на наработках которой были созданы самые современные российские вертолёты, уверенно входящие во все топы такого типа машин. Его прямой родственник Ка-52 и М-28Н "Ночной охотник". "Охотника", кстати, тоже называют одной из причин, по которой "Черная акула" так и не пошла в большую серию. На совместных испытаниях Ми-28 и Ка-50, "акула" превзошла милевцев по всем статьям. Но чтобы сохранить бюро линейку боевых вертолетов "Ми", путёвку в жизнь дали "Ночному охотнику".

Двадцать лет назад состоялось первое боевое применение Ка-50. Почему легендарная "Черная акула" так и не пошла в большую серию?

Ка-5 в Чечне. Фото министерства Обороны Российской Федерации.

Справка: Ка-50, одноместный ударный вертолет ОКБ "Камов" (гл. конструктор Сергей Михеев). Первый полет состоялся в мае 1982 года. Принят на вооружение в 1995 году Всего создано 17 единиц. Максимальная скорость 350км\ч. Вертолет мог нести до 2000 кг вооружений.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх