На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

"Капиталисты сами продадут верёвку...". Как скандал «Toshiba-Kongsberg» помог советским АПЛ стать "чёрными дырами".

Фразу про проданную капиталистами верёвку, на которой их и повесят, не найти ни в собраниях сочинений Ленина, ни в воспоминаниях современников. Она живет больше в народной молве, но вполне отражает суть вещей. С первого дня существования, Советская Россия почти всегда находилась под тем, что сейчас назвали бы жесткими санкциями и строгими торговыми ограничениями. Но в мире Большого капитала из года в год находились люди, для которых жажда сверхприбыли становилась важнее возможных идеологических последствий.

На какие только ухищрения не пускались акулы мирового бизнеса, чтобы обойти торговые барьеры со страной победившего пролетариата. Тут тебе и фирмы-однодневки, и реэкспортные компании-прокладки, и теневые дельцы, и даже самая обычная контрабанда, только в особо крупных размерах. В первые годы существования прибалтийских стран, появившихся на свет только в 1918 году, их благополучие во многом зависело от нелегальных и полулегальных поставок тяжелой техники в Советский Союз.

Под видом паровозов и грузовичков переправлялись в СССР и военные материалы. Много охотников находилось и в Старой Европе. Продавался не только конечный продукт, но и технические подробности и технологии. Голландские и немецкие конструкторские бюро, через многочисленных посредников, производили для Советской России проекты пушек и подводных лодок.

Подводная лодка серии С, на которой воевал Александр Маринеско, была сделана на основе разработки немецко-голландского конструкторского бюро "lvS". Фото из Яндекс-коллекции

В годы "Холодной войны" противодействие хитрым торговым схемам со стороны западных стран усилилось. Появились такие серьезные инициативы, как комитет по особому экспортному контролю КоКом (Coordinating Committee for Multilateral Export Controls). Но судя по десяткам уголовных дел, заведенных в 70-80 годах на топ-менеджеров крупных компаний, погоревших на слишком тесных связях с Москвой, подобная нелегальщина была пущена на поток. В руки правосудия попадали лишь самые незадачливые. или окончательно обнаглевшие дельцы.

Скандал, проходивший в натовских оборонительных ведомствах и комитетах, как "Дело Тошиба-Конгсберг", тоже имел все шансы никогда не всплыть на поверхность. Но здесь во всей красе проявился пресловутый "человеческий фактор", в лице крупного клерка японской фирмы "Вако Каеки", предприятия с весьма мутной репутацией. Оно было создано крупнейшим торговым домом "Марубени" как прокладка, для полулегальной торговли с коммунистическими режимами. Автор ещё помнит замечательных японских красоток, предлагающих с рекламных календарей этой фирмы что угодно: от булавок, до шагающих экскаваторов.

В числе крупных клиентов "Марубени" была и мегакорпорация "Тошиба". производившая высокотехнологичную электронную продукцию всех видов, включая высокоточные станки с ЧПУ, размером с небольшой жилой дом. Именно эти металлообрабатывающие монстры и оказались в поле зрения советской разведки, когда ВМФ СССР начал переходить на атомные субмарины "третьего поколения". Технические задания на лодки проектов "Щука-Б", "Барракуда", "Антей" категорически требовали снижения акустического заметности до фоновых значений.

Советские АПЛ третьего поколения получили прозвище "черные дыры" из-за манеры бесшумно следовать за крупными соединениями ВМС США. Фото из Яндекс-коллекции

Советским конструкторам удалось в краткие сроки совершить почти невозможное и даже разработать ряд оригинальных технологий, но гребные винты продолжали издавать характерный "пузырчатый" шум, из-за кавитации и грубоватой обработки металла . Чтобы соответствовать запросам командования ВМФ, их внешняя обработка должна была быть близкой к идеальной. Таких станков наша тяжелая индустрия выпустить не успела и тогда к делу привлекли разведку. Советские шпионы не воровали чертежей и не похищали технических специалистов, а просто обратились к нужному человеку - Хитори Кумагаи, по совместительству, самому оборотистому менеджеру московского представительства упомянутой "Вако Каеки".

И дело, волшебным образом, начало разрешаться. Судя по всему, он уже оказывал подобные услуги Советскому Союзу. Здесь дело осложнялось тем, что за импорт в СССР высокоточных обрабатывающих машин грозил неиллюзорный тюремный срок. Но предложение было таким вкусным, что Кумагаи употребил весь свой опыт и авантюризм и многочисленные связи, чтобы летом 1982 года в ленинградском Морском порте были выгружены ящики и контейнеры, с характерный клеймом. Они содержали два 200-ттонных металлообрабатывающих центра МВР110, номинальной стоимостью в 17 миллионов долларов. Всего было приобретено четыре таких агрегата. По документам они проходили как обычные токарно-карусельные станки, а строжайше запрещенное к импорту сложное программное оборудование было ввезено под видом дополнительного ремкомплекта.

Металлообрабатывающий центр Toshiba MBP-110 в сборе на ленинградском балтийском заводе. Фото из Яндекс-коллекции

Говорят, что истинная сумма, уплаченная Союзом, была в несколько раз больше номинальной стоимости, но кто же теперь разберёт. Следствием этой сделки стало то, что сонарная система SOSUS и самые совершенные акустические станции натовского флота серии AN новые советские лодки обнаруживать категорически отказывались. Бесшумные не без помощи тошибовских станков субмарины то нагло всплывали в прямой видимости американских городов, то активно маневрировали на расстоянии четкого снимка крупной военно-морской базы ВМС США.

Причину устранения шума винтов и превращения "ревущих коров" в "чёрные дыры"выяснить долго даже не пытались, пока Кумагаи сам не поднял изрядный шум. Оказывается, японские работодатели его не только "кинули" его на несколько миллионов йен, но и исполнили финт, который в русском языке называется "дать под зад коленом". Уволенный без выходного пособия потомок самураев поднял страшный шум, дойдя до самого Рейгана.

Он вложил американцам и "Марубени", и "Тошибу" и производителя электронных контроллеров, норвежскую фирму "Конгсберг", обогатив историю промышленного шпионажа ещё одной шикарным эпизодом, с большими последствиями. Любопытно, что в итоге так никто и не сел. Корпорации отделались смешными при их оборотах штрафами и быстро замели эту историю под ковёр, как это умеют делать только японцы. Тайная торговля продолжилась и будет продолжаться сейчас, когда уже постсоветская Россия вновь оказалась под санкциями. Ибо такова природа бесконечной человеческой жадности.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх