На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

От слов к делу. Росатом начинает работу по освоению Северного морского пути

Правительство активизирует работу по освоению Северного морского транзитного коридора. Первый вице-премьер Андрей Белоусов считает, что к 2030 году на эти цели следует выделить более 716 миллиардов рублей, в том числе 140 миллиардов — из Фонда национального благосостояния. Уже сегодня ожидается подписание соглашения между госкорпорацией «Росатом» и компанией DP World по сотрудничеству в деле перевозки генеральных грузов по СМП. Однако скептики из среды либеральных экономистов не унимаются: по их мнению, у проекта якобы есть целый ряд рисков.

Государственная корпорация «Росатом» и один из крупнейших портовых операторов в мире DP World, принадлежащий Объединенным Арабским Эмиратам, подпишут договор о взаимодействии в деле перевозки генеральных грузов по Северному морскому пути. Контейнерный транзит по СМП к началу следующего десятилетия, как полагают специалисты, может вырасти до тридцати миллионов тонн. Соглашение планируется заключить в рамках Дня Арктики, который отмечают сегодня в северной столице.

Проектировка контейнеровозов ледового класса стартует уже в этом году. Пилотный запуск транзита запланирован на 2025 год. Кто именно будет исполнять работу, определят на конкурсной основе. Скорее всего, строительством займутся китайские компании, а объем заказа составит восемь контейнеровозов. Ещё один возможный вариант — Южная Корея, один из лидеров судостроительной отрасли. К сожалению, российские судоверфи не имеют возможности подключиться к этому амбициозному проекту: дальневосточная «Звезда» перегружена работой, керченское предприятие «Залив» им. Б.Е. Бутомы находится под западными санкциями.

Развивать Северный морской транзитный коридор решили ещё два года назад. Тогда был высчитан размер необходимых инвестиций для создания инфраструктуры — семь миллиардов долларов, из которых 5,8 миллиардов пойдут на создание 33 контейнеровозов.

К началу следующего десятилетия объем перевозимых по Севморпути транзитных грузов составит около 30 миллионов тонн. На днях первый заместитель главы правительства Андрей Белоусов оценил нужду СМТК в инвестициях: к 2030 году на эти цели требуется выделить 716 миллиардов рублей. Часть этой суммы покроют средства, выделенные из Фонда национального благосостояния и федерального бюджета (36%), а также денег госкорпорации «Росатом» (20%).

Либеральные экономисты, стремясь «сохранить кубышку» и не дать ни копейки реальному сектору экономики, пытаются всячески раскритиковать планы инвестирования в Севморпуть. Они утверждают, что проект затратный и рискованный, требуется вкладывать большие деньги в формирование ледокольного флота, устранять лимитирующие участки на пути транзита. Выражается сомнение в том, что СМП вообще будет востребован в торговле между Китаем и Европейским Союзом с учетом активного роста фрахтового рынка.

Однако эти аргументы неубедительны. Преимущества Севморпути давно известны. Если перевозить грузы традиционным способом (через Суэцкий канал), расстояние составит более 23 000 километров. Северный морской путь сокращает его на 9000 (!) километров — это колоссальное расстояние, примерно как от южного побережья Африки до египетской границы.

А значит и экономия средств для экспортеров и импортеров. Кроме того, несмотря на рост рынка фрахта, загрузить СМП вполне возможно. Рост ВВП Китая даже в разгар пандемии (2020 год) составил 0,7%, а в этом году составит 8,3%, в 2022 году — 5,8%. Не следует забывать и о том, что по итогам 2020-го Китайская Народная Республика обогнала Соединенные Штаты по объему торгового оборота с ЕС. Цифра колоссальная — 586 миллиардов евро (для сравнения: у нас с Европой товарооборот — около 174 миллиардов евро). И это отнюдь не потолок.

Странно слышать от скептиков то, что развитие Северного морского пути потребует вложения больших денег. Конечно, потребует. Можно продолжать накапливать средства в ФНБ и не заниматься ничем, кроме накопления. Результат будет предсказуемым — утрата важных преимуществ России, которые даны нам самой географией, стагнация и потеря какой-либо перспективы экономического роста.

А можно наконец-то обратить своё внимание на развитие русского Крайнего Севера и постараться извлечь из его потенциала максимум выгоды для собственных граждан. Именно этот вариант, как показывает ситуация с СМП, выбирает экономический блок государственников во главе с Андреем Белоусовым.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх