Соседи Украины – Польша, Молдавия, Болгария и так далее – срочно встречают сотни тысяч беженцев из этой страны. Встречают со всем радушием, вплоть до бесплатного жилья, продуктов и медикаментов. Однако то, как многие из новоприбывших отреагировали на это гостеприимство, неприятно удивило жителей этих стран.
Конфликт на Украине спровоцировал волну внутренних переселенцев и беженцев, выехавших в сопредельные с Украиной страны. Представительница Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев Шаби Манту утверждает, что по состоянию на 2 марта Украину покинули почти 836 тыс. человек. По состоянию на 4 марта – уже более миллиона. По озвученным в СМИ данным, примерно 500 тысяч из них прибыли в Польшу, более 100 тысяч – в Венгрию. Сколько стали беженцами, не покидая Украины, вряд ли кто-то считал.
На самом деле, их даже больше. Релокация работников отдельных компаний (вместе с семьями) началась еще в декабре и продолжалась в первые месяцы 2022 года. К тому же украинцы выезжали не только в страны ЕС, но и в Турцию, Молдавию, Россию и Белоруссию. Разумеется, что такое количество людей, одномоментно переехавших, не могло не создать напряжения и конфликтных ситуаций.
Пустые полки и «выездной налог»
Конфликты начинаются еще на территории Украины: дороги забиты машинами и автобусами с беженцами. Из-за проверок на блокпостах движение сильно замедлено, а перед КПП, ведущими в соседние страны ЕС и вовсе выстраиваются очереди длиной в несколько десятков километров. Украинская таможня на западной границе и прежде славилась коррупцией. Теперь спрос на «дополнительные услуги» возрос многократно – провести в обход очереди, дать добро на выезд мужчины в возрасте 19-60 лет. В украинских СМИ сообщают о массовых случаях отказа пограничников от взяток. Однако есть и другая информация: мало давали. Проехать в обход очереди сегодня стоит от 1500 долларов, пересечь границу мужчине без разрешения от военкомата – порялдка 5000 долларов.
Еще одна проблема – во Львове кончаются продукты. Торговая сеть в любом городе рассчитана на определенный, хорошо известный спрос. А тут и сами львовяне начали запасать продукты (в ожидании, когда спецоперация докатится и до них), и переселенцы создают дополнительный ажиотаж: «Завозите продукты из Европы! Прилавки магазинов уже почти пустые!» – призывают горожане.
В юго-западном направлении (в Молдавию, а также в Румынию и Словакию) отправились еще несколько десятков тысяч человек. Из Румынии и Словакии вестей пока нет, а вот для молдаван украинские беженцы стали настоящим культурным шоком. О чем свидетельствуют видеообращения к уже приехавшим и будущим беженцам.
Нескромное поведение
Основная претензия – беженцы забывают, что «здесь вам не дома», и начинают качать права: требуют говорить с ними на украинском языке, требуют комфортных условий размещения, пробуют майданить – в общем, ведут себя так, как привыкли дома.
Отдельный момент – всё это делают в том числе мужчины призывного возраста. Опустим вопрос, как они вообще оказались в Молдавии, хотя после введения военного положения границы для них закрыты. Ну не хочет человек воевать за Украину Порошенко и Зеленского. Поэтому он берёт семью, дает в зубы пограничнику пачку долларов, едет куда-нибудь в Вулканешты и там тихо пересиживает смутное время.
Ради объективности, далеко не все так поступают: с 24 февраля на Украину из Европы вернулись несколько десятков человек, бывших на зароботках. А вот тех, кто сначала кричит «Слава Украине!», а после начала спецоперации бежит в Молдавию, чтобы кричать «Слава Украине!» и терроризировать официантов украинской мовой – понять уже сложно.А вот кадры из Болгарии. Излюбленная дисциплина украинского патриота – разрисовать и испортить памятник – немного напрягла местных жителей. Хотя и они сами не святые. 25 февраля болгары в Бургасе такое же безобразие учудили.
Польша: ждем до пяти миллионов беженцев
Похожие вести доходят и из Польши.
«Уважаемые волонтеры, очень просим предупредить всех людей, что они не клиенты турфирмы и в пятизвездочный отель их не привезут, – гласит текст в одной из польских соцсетей. – Поляки не обязаны предоставлять какие-то суперусловия и обслуживать приезжих. Идет много жалоб от польских жителей, что приезжают украинцы, покрутят носом, посмотрев, что кухня общая на две разных комнаты для разных семей, и уходят молча. Просьба к волонтерам – необходимо фильтровать тех, кто нуждается по-настоящему в жилье, и тех, кто хочет комфортные условия. Последние пусть ищут себе жилье сами».
И это при том, что в Польше ждут наплыва от одного до пяти миллионов беженцев, то есть условия для вновь приехавших будут только ухудшаться. А значит, подобные конфликты станут постоянными.
Кстати, поляки не просто принимают украинцев, но и тут же пристраивают их к делу: украинцам открывают рынок труда. В этом есть своя логика: чем принимать неясное пока число беженцев на государственный кошт, проще их разместить и дать работу, пусть кормятся сами.
Только в этом решении скрываются подводные камни. Во-первых, украинцы и без того самая многочисленная диаспора в Польше. И приезд еще сотен тысяч соотечественников, конечно же, обвалит цены на рынке труда. «Мы и так там работали за гроши, а теперь будем и вовсе за еду пахать» – такие невеселые настроения царят среди гастарбайтеров.
Второй потенциально конфликтный момент уже межнациональный. Чем меньше платят украинцам, тем меньше начинают платить и полякам, там эту зависимость уже знают.
На Запад!
Но это если в Польше. Тогда как ЕС в целом ждут проблемы, в сравнении с которыми даже наплыв сирийских беженцев померкнет.
«Мы хотим впервые применить правовую базу, созданную после балканских войн. Это означает, что беженцы с Украины не будут обязаны проходить процедуру получения убежища. Они получат временную защиту в ЕС на срок до трех лет», – заявила министр внутренних дел Германии Нэнси Фезер. Иными словами, сегодня можно совершенно легально уехать в Евросоюз просто на основании наличия украинского гражданства. И сидеть там в ближайшие три года на пособии.
С гуманитарной точки зрения это, конечно, благородно. Но есть нюанс. Жителю Харькова или Мариуполя в ЕС добраться нереально. Из Волновахи тоже. Ну кто рискнет ехать через несколько зон боевых действий? Да еще с детьми, котами и стариками? Поэтому в ЕС под процедурой временной защиты окажутся в основном жители Западной Украины – которые (пока, по крайней мере) боевыми действиями не затронуты вообще никак. Ну если не считать дефицита топлива и пустеющих полок магазинов.
Поэтому, если бы официальные лица ЕС действительно хотят помочь украинцам, то им следует заставить Зеленского через послов G7 и представительство ЕС на Украине быть сговорчивее на переговорах. А еще лучше – настоятельно попросить его запретить ВСУ и прочей теробороне размещаться в жилой застройке: если на Украине перестанут стрелять, то украинцы перестанут уезжать.
Подпишитесь на нас
Свежие комментарии