На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Как снимали "Экипаж" 1979 года: интересные факты о создании фильма

В режиссерской карьере Александра Митты "Экипаж" был десятым фильмом. Митта несколько лет вынашивал идею снять реалистичное многожанровое кино - он хотел смешать на экране в одном фильме мелодраму, романтическую комедию, бытовую драму, трагедию, подвиг. Все как бывает в реальной жизни. Идею снять подобный фильм режиссеру Александру Митта подсказал Голливуд. Там эта тема была очень популярной после экранизации бестселлера Артура Хейли "Аэропорт", вышедший в 1970 году.

В итоге, в 1976 году он подал заявку на фильм об авиакатастрофе.

Но в разгар работы над сценарием, проект чуть не закрыли. Причиной в этот раз стало министерство гражданской авиации. Министр узнал, что готовятся съемки об авиакатастрофе на территории СССР и потребовал прекратить производство фильма, порочащего престиж советской авиации.

В 1979 году на советские экраны вышла картина, которая открыла публике неизвестный до этого жанр кино - фильм-катастрофа. Благодаря хитросплетенному повествованию любовных историй и семейных страстей, разыгрывающихся на фоне природного бедствия и выживания, картина произвела фурор среди зрителей. Как это часто бывает, история создания подобных шедевров остается неизвестной обычному зрителю.

Кадр из фильма "Экипаж".

Сценаристы придумали очень закрученный сюжет: землетрясение, взрыв нефтеперерабатывающего завода, горящая лава, селевой поток, отрывающийся при приземлении хвост самолета, ремонт лайнера во время полета...

Работа над сценарием фильма была еще в самом разгаре, а по министерству авиации уже пополз слух: "Мосфильм" затевает картину про аварию нашего самолета. Но как же так?! Самолеты фирмы Туполев - самые надежные в мире, "Аэрофлот" - самая лучшая и безопасная компания в мире.

Надо было что-то придумать. И авторы - Юлий Дунский и Валерий Фрид - нашли блистательное политическое решение: катастрофа происходит в Африке в вымышленном горном городе Бидри, а самолет Туполева падает не сам, а из-за природного катаклизма...

Денег на реализацию проекта съемочная группа попросила немного – 1,5 млн рублей. Это скромный бюджет для подобных фильмов. Но выдали лишь 1 млн 250 тысяч рублей. Спонсором выступил Аэрофлот. Заместитель министра гражданской авиации Сергей Павлов стал консультантом картины. С его помощью удалось удешевить производство: съемки в аэропортах были обеспечены.

В знаменитом "Экипаже" практически все главные роли играли не те актеры, которых режиссер Александр Митта первоначально планировал, а рабочее название фильма было "Запас прочности".

Александр Наумович хотел, чтобы командира экипажа Тимченко играл Алексей Петренко, но он отказался. Петренко заявил, что ему "трудно сниматься в этом железе", не его это, "а вот в избе деревянной - да, а тут - нет, извини, пожалуйста".

Тогда Митта позвал Георгия Жженова. Это была совершенно четкая удача.

Так же с ролью Леонида Филатова. Роль бортинженера Игоря Скворцова, должен был играть Олег Даль: начал уже сниматься, но заболел - нервное истощение, врачи сказали, пролежит в больнице месяца два.

"Роль не идет, режиссер недоволен, текст не держу, ночами не сплю - психую. В общем, сниматься не могу..." - говорил Олег Даль. - Режиссер классный, сценарий классный, но я впервые в жизни не могу сниматься. Не могу, поверьте". Олег произнес это так мучительно и искренне, что отставка была принята.

Картина простаивать не могла, и взяли Филатова, совсем тогда неизвестного артиста.

"Леонида Филатова я знал давно. Перед "Экипажем" он снялся всего в одном фильме ("Иванцов, Петров, Сидоров"), и там его сняли неудачно. Перед тем как его пригласить на роль, я смотрел этот фильм - целых сорок минут гляжу на экран, и ни разу мне не дали увидеть его глаза! Ничего нельзя было понять про него как актера. В то время обязательным были актерские пробы. Я позвонил Филатову, сказал, что буду пробовать его и Даля. Он был уверен, что я все равно возьму Даля, и отказался. Даль стал работать, но заболел. Фильм нельзя было останавливать на два месяца, я звоню Филатову – приходи, роль свободна. Но он сперва сам позвонил Далю, выяснил, что за этим нет никаких интриг, согласился…" - вспоминал Александр Митта.

Александру Яковлеву, снявшуюся в роли бортпроводницы Тамары нашли совершенно случайно. Митта шел по коридору "Мосфильма" и увидел плачущую красивую девушку - слезы, какие-то неестественно крупные, горошинами лились из глаз.

Александр Наумович поинтересовался: "Что случилось?" Рыдающая Яковлева сказала с обидой: "Они дураки! Не взяли меня, а я лучше!" Оказалось, не утвердили ее в какой-то роли.

Он тогда предложил: "Ну тогда пойдем к нам". Привел в группу и и попросил оператора Валерия Шувалова: "По-моему, эту девочку надо посмотреть".

Елена Проклова и Александра Яковлева.

А он в ответ: "Ее надо брать, она абсолютно живая". Так и взяли, хотя на роль утверждена была другая актриса.

Сначала отказалась Елена Проклова, которая еще совсем девочкой снималась у Митты в картине "Звонят, откройте дверь", но ко времени "Экипажа" стала большим начальником, секретарем ЦК комсомола и решила: "Такие роли я играть не могу!"

Есть и другая версия: сославшись на то, что ее не отпускает Олег Ефремов, так как она должна заменить в театре временно уехавшую Ирину Мирошниченко, Проклова от роли отказалась.

На роль Тамары пробовалась Татьяна Догилева. У нее были хорошие пробы, и она прекрасно сыграла бы, но только совершенно другой характер, а Яковлева попала в точку и "Экипаж" стал ее первой киноработой. Она тогда была еще студенткой театрального по имени Александра Иванес.

В роли второго пилота Ненарокова должен был сниматься Николай Караченцов. Пробы с Караченцевым получились великолепными.

А потом Николай Петрович сказал, что очень занят в "Ленкоме", что снимается в Белоруссии и на телевидении, выступает в концертах с вокальными номерами и на съемки может выделить день-два в неделю. Тогда на роль второго пилота взяли актера Театра Советской Армии Анатолия Васильева.

"Экипаж".

С исполнительницей роли Тамары съемочная группа хлебнула лиха, о чем их заранее предупредило руководство ЛГИТМиКа. Саша была отъявленной прогульщицей и часто срывала репетиции. Но глядя на милую и красивую Сашу, они не очень-то поверили ректору, а зря. Но приходилось терпеть, на пересъемки не было денег, а от одной мысли, что снова придется искать главную героиню, бросало в дрожь. Недоучившаяся студентка вытворяла такое, что даже ветераны кино поражались.

Обычный съемочный день. Саша входит в павильон, а на ней платье из другой сцены. Режиссер останавливает съемку: "В чем дело?" "Художник по костюмам велела", - потупившись, как послушная школьница, отвечает Саша. Митта, страшно выругавшись, бежит к художнику по костюмам: "Ты почему такая-сякая срываешь съемку?" "И я ей сказала то же самое, - побледнев, оправдывается художница, - но актриса заявила, что это платье попросили вы..." Вместо извинений Саша на "голубом глазу" говорит, что ей в этом платье сниматься удобнее…

Потом как-то попросили ее заехать на студийной машине за Анатолией Васильевым. "Обязательно", - пообещала она. Но в "Домодедово" приехала одна и безмятежно сказала: "А меня об этом никто не просил". Съемки были задержаны.

Еще один скандал случился уже во время монтажного периода. Месяца за два до того "стюардесса" успела выйти замуж. Иванес заранее знала, что будет менять свою фамилию на фамилию Яковлева, но будто нарочно заявила об этом тогда, когда титры были уже готовы. Пришлось потратить деньги на изменение титров.

Фильм изначально назывался "Запас прочности". Но, когда прокатчики увидели первую сборку картины, они в ужасе закричали: "Какой еще "Запас прочности"? С таким названием фильм погибнет!" Название фильма было признано не кассовым.

Срочно собрали всю группу, и Митта предложил: "Дам 100 долларов тому, кто придумает хорошее название". Две недели думали-думали и ничего не придумали. Тогда сам Александр Наумович предложил название "Экипаж".

Несмотря на то,что ключевой частью фильма, конечно же, является катастрофа, красной нитью через обе серии проходит линия человеческих отношений. У каждого из пилотов своя драма в жизни. И иногда тот, кто может проявить стойкость характера в небе, в обычных,бытовых вопросах становится беспомощен.

С понедельника по пятницу съемки проходили в павильоне, а в субботу Александр Митта садился в самолет и летел в Ялту, на натуру. Строили макетный город, а потом обрушивали на него огонь и воду, и он исчезал. Был возведен макет горящего завода - копия Омского нефтеперерабатывающего предприятия. Для эффекта камнепада и горящей лавы поджигали куски пенопласта и спускали с ялтинских гор. Сель создавали с помощью разбухших отрубей. Часть съемок проходила в Ярославле.

По студии бродили слухи, что Митта устраивает по ночам оргии и снимает их на пленку из-за одной единственной эротической сцены Филатова и Яковлевой. На совещании у директора эту сцену смотрели в полном оцепенении, только одна редакторша причитала: "Какой ужас! Боже, какой ужас!" В итоге от эпизода уцелело всего два-три плана.

Потом киномеханики вырезали эротические планы из фильма, печатали и выгодно продавали.

Леонид Филатов только в одном кадре согласился раздеться до трусов, а в остальных дублях он лежал под одеялом в джинсах.

Актриса согласилась раздеться полностью. Когда это увидел один из осветителей, он рухнул с лесов. Все самое неприличное камера снимала сквозь мерцающие огоньки подсветки и аквариум с рыбками.

Интересно, что для тех постельных сцен была построена декорация - "квартира Скворцова". Киношники постарались обустроить ее так, как выглядело бы типичное жилье одинокого донжуана. Огромная кровать, цветомузыка, аквариум (рыбок, кстати, взяли напрокат из зоомагазина) и другие атрибуты.

Поскольку Леонид Филатов на донжуана не очень был похож, авторы решили убедить в этом зрителя.

Тут и бесконечные разговоры о бабнике Игоре Скворцове. И, конечно, различные телефонные звонки от его поклонниц, раздражающие ревнующую Тамару.

И, наконец, непосредственное посещение Игоря двумя девицами. Первая - еще до Тамары. Та, которую Скворцов приглашает лежа слайды на потолке посмотреть. Кстати, в этой роли выступила Ирина Санпитер.

Ирина Санпитер и Леонид Филатов.

Она потом вышла замуж за иностранца, уехала в Италию и снялась там в некоторых картинах.

Вторая - это, конечно, героиня Елены Кореневой. Бывшая девушка Скворцова - Нонна .

Елена Коренева и Леонид Филатов.

Все это сыграло свою роль. Как бы то ни было, зрители действительно восприняли Игоря, как донжуана.

И на стеснительного Леонида Филатова обрушился шквал почитательниц после выхода фильма.

В картине квартира командира корабля Андрея Васильевича Тимченко располагалась в доме по адресу: Зоологическая улица, дом 12, корпус 2, где проживал сам Георгий Жженов.

Ирину Акулову, которая играла жену второго пилота Валентина Ненарокова, возненавидело все женское (да и мужское) население Советского Союза. И только потому, что стерва в ее исполнении была уж весьма узнаваема. Мужчины тыкали на ее героиню пальцем и говорили своим женам: "Вот, посмотри, какая ты бываешь".

Самой большой трудностью было найти самолеты для съемок. Снимать настоящие авиалайнеры было слишком дорого, а списанных Ту-154 нигде не было. Но киношникам повезло: в Новосибирском аэропорту Толмачево из-за халатности загорелся Ту-154А - верхняя часть фюзеляжа прогорела, но хвостовая почти не пострадала. По железной дороге ее доставили в Москву, и там сняли все "воздушные" сцены ликвидации неисправности самолета.

Еще одним самолетом для съемок послужил лайнер, на котором во время выполнения рейса Киев - Москва была разлита ртуть, после чего авиалайнер был отстранен от полетов с пассажирами, а к 1979 году передан Управлению учебных заведений. По просьбе "Мосфильма" этот самолет предоставили для съемок фильма.

Очень долго продолжалась борьба за финал. По сценарию командир экипажа -Георгий Жженов после пережитого стресса умирает прямо на глазах зрителей от сердечного приступа. Но два министра - авиации и кино - вцепились в горло режиссеру Митте, настаивая на хеппи-энде. "Но это же история жизни. Все умирают! И вы умрете!" - брякнул Митта, показывая на министра.

Но тут же понял свою бестактность и добавил: "И я умру". Месяц Митта боролся с министрами, но смерть командира экипажа все равно заставили убрать. Финальную сцену пришлось переснимать. Поэтому в финале добавили сцену, как экипаж навещает выжившего командира в больнице. А позже стюардесса Тамара произносит: "Вас приветствует командир корабля Ненароков Валентин Георгиевич".

После съемок "Экипажа" Александра Наумовича вызвал министр кинематографии: "Почему говоришь, что снял сказку, когда это фильм о коллективном подвиге советских людей?" - "Конечно сказка: лайнер - ковер-самолет, нефть - дракон, а летчики - три богатыря. Все верно..."

Кинолента "Экипаж" стала феноменально успешной благодаря тому, что состоит из двух абсолютно разных по жанру серий (первая - бытовая мелодрама, вторая - фильм-катастрофа), но гармонично дополняющих друг друга. А актеры, сыгравшие в ленте, стали мегапопулярными. Кстати, за первый год киноленту посмотрело почти 72 млн человек, она стала одним из абсолютных лидеров проката среди отечественных картин.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх