На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Белоусов переписал план Силуанова

Кардинальные изменения в российской экономической политике происходят впечатляющими темпами. Новое правительство Мишустина-Белоусова работает всего лишь 10 месяц, а результаты видны уже сейчас. И это несмотря на то, что буквально сразу же после смены правительства в мире разразился сильнейший за последние 12 лет экономический кризис.

В данном материале речь пойдет о Комплексном плане модернизации инфраструктуры (КПМИ) (железные дороги, автодороги, аэропорты и морские порты), который был принят предыдущим составом правительства осенью 2018 года. К настоящему моменту он подвергся сильным изменениям и корректировки. За принятие обновленной версии КПМИ отвечал первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Но обо всем по порядку

Для начала вернемся к старой версии плана, принятой тогдашним первым вице-премьером Антоном Силуановым. Напомню, в правительстве именно первый вице-премьер отвечает за экономическую политику.

И так, "старый" КПМИ был рассчитан на 6.5 трлн. рублей. Из них половину предполагалось потратить из бюджета, остальная половина - привлечение частных инвестиций.

Во-первых, совершенно непонятно, о каких частных инвестициях мечтал Антон Силуанов. Инфраструктурные проекты являются дорогостоящими и окупаются лишь в долгосрочной перспективе (20-30 лет). Ни один инвестор в здравом уме не будет трать деньги на строительство автодорог или же железнодорожных веток. Единственным исключением являются портовые терминалы, которые строят крупные компании под свои нужды (например, производители удобрений активно возводят специализированные терминалы под перевалку своей продукции).

Во-вторых, предыдущая версия КПМИ была абстрактна и лишена подробностей. В ней была собрана куча абсолютно бессмысленных проектов. Например, трасса "Меридиан" стоимостью 600-700 млрд. рублей, которая якобы должна быть построена за частные деньги. Хотя очевидно, что этого никогда бы не случилось без господдержки т.к. "Меридиан" заведомо убыточен и неокупаем.

Разработка новой версии КПМИ велась Андреем Белоусовым несколько месяцев. И вот, 7 октября она была принята. Основное изменение заключается в том, что вместо абстрактных вещей теперь правительство концентрирует свои усилия на конкретных проектах. Их насчитывается 9 единиц:

Создание транспортного коридора Европа - Западный Китай (строительство трассы М12 Москва - Казань)

Расширение БАМа и Транссиба

Развитие подходов к портам Азово-черноморского бассейна (строительство новых ж/д и автодорог)

Развитие подходов к портам Северо-западного бассейна (аналогично, что и в предыдущем пункте)

Расширение портовых мощностей

Северный морской путь

Развитие аэропортовой инфраструктуры

Создание высокоскоростного движения (строительство ВСМ)

развитие железных дорог Центрального транспортного узла (увеличение пропускных способностей)

Как видим, проекты абсолютно конкретные

Второе, что бросается в глаза - отсутствие надежд на привлечение частных инвесторов. Новая версия КПМИ сокращена с 6.5 трлн. до 4 трлн. рублей, поскольку из документа были "выкинуты" все ненужные проекты.

При этом, из этих 4 трлн. только 1 трлн. предполагается взять из федерального бюджета. Все остальное - привлечение иных источников финансирования. Но не частников (за исключением строительства портовых мощностей).

Государственный капитализм предполагает наличие целого набора финансовых инструментов помимо федерального бюджета. Это средства госкомпаний, механизм ограниченной эмиссии, суверенные фонды и т.д. Именно эти механизмы планирует задействовать Андрей Белоусов.

Несколько раз я писал о вечных бондах, которые с середины лета внедряются в российский финансовый сектор. По факту они являются, говоря простыми словами, специализированной валютой для строительства инфраструктуры. До конца года РЖД разместит бонды на общую сумму в 370 млрд. рублей (сейчас уже есть 150 млрд.), свой выпуск на 500 млрд. готовит и Автодор. Итого - практически 1 трлн. рублей.

Второй инструмент - российские суверенные фонды (ФНБ и РФПИ). Например, Мишустин еще в июле подписал указ о выделении 150 млрд. из ФНБ на строительство автодороги Москва-Казань, в IPO Совкомфлота, деньги от которого пойдут на строительство ледоколов (развитие СМП) участвовал РФПИ. Единственное ограничение - в настоящий момент средства ФНБ идут на покрытие выпадающих нефтегазовых доходов. По прогнозу, пополнение ФНБ сверхдоходами от экспорта углеводородов возобновится лишь с 2022 (хотя я думаю, что раньше, с середины 2021 г.). Но это временное явление в любом случае.

В отличие от плана Силуанова, действия Белоусова нацелены на конкретный результат и для его достижения используются реалистичные инструменты, а не мнимые частные инвестиции.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх