23 июня 1941 года, уже на следующий день после начала гитлеровского вторжения в СССР, военный министр США Генри Льюис Стимсон представил президенту Рузвельту отчёт. По его мнению (которое на тот момент совпадало с мнением германского Генштаба), немцам с союзниками понадобится примерно 6 недель для полного разгрома Красной Армии.

Это разительно отличаются от убеждений бо́льшей части населения СССР. Советский народ поначалу был твёрдо уверен: война не продлится долго и будет победоносной.
В принципе, больше никто и не верил в победу СССР над Германией, кроме нас самих. Вплоть до успешного контрнаступления РККА под Москвой западная пресса предсказывала, что немцы сокрушат Советский Союз. Вопрос был только в том, как скоро это произойдёт.
«Сколько продержится Россия?»
«Сталин прекрасно знает методы Гитлера, потому что сам пользуется теми же методами. Вряд ли можно сочувствовать советскому вождю, ставшему жертвой вероломства, – писала «Нью-Йорк Таймс» 23 июня 1941 года, – следует скептически относиться и к прочности ленинизма-сталинизма, который утвердился в тысячелетней России всего 20 лет назад» .
«Мы не чувствуем враждебности к русскому народу и надеемся на то, что последствием этой войны станет утверждение в его стране строя более гуманного и демократического, – писала та же газета 26 июня, – ведь режим Сталина не может вызывать ничего, кроме отвращения.
Способствовать повышению престижа этого режима нет никакого смысла» .Норвежская газета «Aftenposten» 23 июня назвала начало войны «результатом двойной игры Москвы». Издание цитирует слова Риббентропа с его пресс-конференции и не сомневается в том, что вскоре «флаги со свастикой появятся над Кремлём и Кронштадтом» .
30 июня года авторитетный американский еженедельный журнал «Time» сделал главной темой номера материал «Сколько продержится Россия?». На обложку поместили Сталина и маршала Тимошенко.

Эта статья более осторожна в прогнозах насчёт скорого разгрома СССР. Автор утверждает:
«Это решают не немецкие солдаты. Исход войны зависит от русских. Если они смогут навязать вермахту затяжную и кровопролитную борьбу, заставить Гитлера платить за успехи дороже, чем он рассчитывает, и особенно, если у них получится затянуть войну ещё на одну зиму, тогда…но пока их шансы выглядят не слишком благоприятно».
Интересно, что «Time» скептически отнёсся к сообщениям немцев о том, что за первые дни войны они уничтожили более тысячи советских самолётов. Журнал считает это наглым преувеличением. А ведь это была правда!..
«Что заставляет русских сражаться так отчаянно? Почему, в отличие от прочих европейцев, они готовы уничтожать собственное имущество, сжигать дома, изо всех сил стараясь одолеть агрессора? Этот вопрос ставит в тупик каждого, кто наблюдает за войной в России, – писала в те же дни лондонская «Таймс», – русские не слишком ценят свою жизнь и материальные достижения, но демонстрируют удивительную преданность марксовой коммунистической идеологии»

30 ноября «Нью-Йорк Таймс» писала о захвате немцами Москвы как о решённом деле:
«Сегодня уже очевидно, что падение Москвы не станет завершением войны. Оно будет тяжёлым ударом для Сталина. Но и немцы несут огромные потери: началась реальная война на истощение» .
В целом, в начале войны Запад склонялся к тому, что немцы достигнут своей цели – правда, ценой серьёзных потерь.
Когда же стало ясно, что блицкриг провалился, это первоначальное мнение стало меняться на уважение к упорству советских солдат и поддержку СССР в его борьбе против Третьего Рейха.
По итогу, журнал «Time» ближе всего был к истинному понимаю ситуации. Конечно, тут многие будут писать, что Запад всегда негативно относился к Советскому Союзу. Это да, но суть в том, что почти никто, не видел реальной ситуации и не давал ей адекватной оценки.
Исключение составляют немногие генералы Вермахта, которые уже имели дело с Россией, но боялись перечить Гитлеру. Я считаю, что план «Барбаросса» изначально был обречен на провал. У Германии просто не было ресурсов и сил, чтобы победить в затяжной войне с Советским Союзом.
Видимо Запад судил по себе...

Свежие комментарии