Свежие комментарии

  • Вольг Переплутович
    А начиналось всё с развешивания клюквы, мол мигранты необходимы для поднятия экономики... Ничего не напоминает? А и е...В Швеции осудили ...
  • Терентий Терех
    Гордыня горбатого ,что он - не такой ,как все. Пусть горбатый(туповатый , бедный душонкой,местечковый) - но не такой,...«Врать не буду»: ...
  • Александр Пятнистый
    Насчет Петрова с Бошировым- однозначнее однозначного однозначнее не бывает. Кто же еще мог такую свинью пиндовам подл...«Американский спе...

Украина лишилась ещё одного завода-гиганта: полностью уничтожен Черноморский судостроительный завод

Украина лишилась ещё одного завода-гиганта: полностью уничтожен Черноморский судостроительный завод

Современные вооружения, такие как высокоточные торпеды или противокорабельные ракеты последнего поколения, позволяют потопить одним-двумя выстрелами даже самые мощные и грозные суда из числа тех, что бороздят сегодня волны в составе военно-морских флотов различных стран. Но вот чтобы «пустить на дно» целый судостроительный завод, причем один из мощнейших если не на всей планете, то, как минимум, на «постсоветском пространстве» – это нужно было очень постараться! Разовым «торпедированием» этого предприятия, со стапелей которого когда-то сходили корабли, составлявшие силу и гордость ВМФ как Российской империи, так и Советского Союза, конечно же, дело не обошлось.

Черноморский судостроительный завод «топили» долго и упорно – кто из-за собственных «шкурных» интересов, а кто просто в силу полнейшего отсутствия государственнического мышления при наличии, увы, самых высоких государственных постов. В общем и целом, судьба завода являет собой типичнейшую для Украины историю фантастически бездарного разбазаривания и уничтожения того богатейшего наследия, которое досталось этой стране три десятилетия назад.


«Ликвидация» по-николаевски


Де-юре последнюю точку в более, чем вековой истории судостроительного предприятия, основанного в 1897 году, поставило решение Хозяйственного суда Николаевской области при полном, как писали классики, «непротивлении сторон» утвердившего не так давно отчет соответствующей комиссии о полной и окончательной ликвидации публичного акционерного общества «Черноморский судостроительный завод».
Касса пуста, имущество распродано до последнего гвоздя, вырученные средства розданы за долги (при этом вернуть хоть что-то повезло примерно 40% кредиторов предприятия), все работники уволены, печать уничтожена… Присутствовавшие при сем представители как Министерства обороны Украины, так и бывшего собственника завода – компании «Смарт-Холдинг», ни малейшего возражения против данного решения не высказали.

Пытались возмущаться некоторые представители оставшихся ни с чем кредиторов, однако после официального завершения процедуры ликвидации они могут жаловаться разве что в ООН. Впрочем, в данном случае это – далеко не самый важный момент. Гораздо интереснее вопрос о том, как вообще могла превратиться в банкрота крупнейшая на территории Украины судоверфь. Эсминцы, крейсера, подводные лодки и даже линкоры там строили еще до 1917 года. Впоследствии, при советской власти, до самой Великой Отечественной войны со стапелей Черноморского судостроительного сходили самые разные суда, как военного, так и гражданского назначения – от тех же крейсеров и эсминцев до танкеров и ледоколов. С первых ее дней предприятие освоило еще и производство авиационных бомб, а также прочей остро необходимой фронту продукции.

Гитлеровские захватчики попытались использовать предприятие (все ценное оборудование с которого было эвакуировано) для своих нужд под именем «Южной верфи». Откатываясь из города под ударами Красной армии, оккупанты попросту стерли Черноморский судостроительный с лица земли – из почти 800 его зданий и сооружений чудом уцелели два! Тем не менее восстановлен он был в кратчайшие сроки – уже в 1945 году заводчане приступили к достройке эвакуированных ранее военных судов. Развитие предприятия, последовавшее за его возрождением из пепла, было стремительным – там одна за другой осваивались новейшие технологии, брались на вооружение самые передовые производственные процессы, применявшиеся в отрасли. В 60-е годы прошлого столетия там были заложены и спущены на воду первые советские противолодочные крейсера-вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград», в 70-е годы настал черед авианесущих крейсеров.

Один из них – «Адмирал Кузнецов» по сей день находится в составе ВМФ России. Два других – «Адмирал Горшков» и «Варяг» продолжают нести службу под индийским («Викрамадитья») и китайским («Ляонин») флагами. Последний из таких кораблей – авианосец-атомоход «Ульяновск», так и остался недостроенным, поскольку заложен был в 1988 году, когда Советскому Союзу оставалось существовать считанные годы. Пришедшая к власти горбачевская клика «перестройщиков» крепить обороноспособность и военную мощь страны, которую она стремилась уничтожить, вовсе не собиралась. Говоря объективно, следует признать, что путь к упадку и полному краху Черноморского судостроительного начался даже не с момента развала СССР, а ранее – с горбачевских «разоружения» и «конверсии», впоследствии едва не приведших к разрушению и российского ВПК.

«Нэзалэжной» авианосцы не нужны


Действительно, дорвавшейся до вожделенной «независимости» украинской «элите» военные суда, содержание и эксплуатацию которых могут позволить себе лишь мировые державы, нужны были примерно так же, как баян всем известному домашнему животному. Созданная в стране корпорация «Укрсудстрой», в состав которой и вошел Черноморский судостроительный, явно не знала, что делать со свалившимся на нее неподъемным «наследством». Предприятия, ранее работавшие, в первую очередь, на нужды Военно-морского флота, столкнулись с полным отсутствием заказов и, соответственно, финансирования. Черта под «авианосными проектами» была подведена в 1992 году порезкой на металлолом недостроенного «Ульяновска». Мощный ВМФ не требовался в те смутные времена, увы, не только Киеву, но и тогдашней российской «власти», увлеченно ломавшей и разорявшей собственный военпром.

Спасение, казалось бы, пришло в 1993 году, когда руководству предприятия, где от отчаяния принялись «клепать» уже что угодно, вплоть до оборудования для сахарных заводов, удалось заключить контракт с греческой компанией Avin International SA на постройку трех танкеров для перевозки продуктов. Таких судов, в конечном итоге, было построено вдвое больше – именно они и «держали на плаву» завод до 2002 года. Однако больше заказов из-за рубежа не поступало, а об отечественных (в силу жалкого состояния украинской экономики) не приходилось даже и мечтать. В очередной раз «тучи сгустились» над Черноморским судостроительным в 2003 году, когда он по совершенно непонятным причинам был исключен из госреестра стратегических предприятий, не подлежащих приватизации. Впрочем, кое-какая надежда вскоре все-таки забрезжила – и связана она была с Россией.

После прихода к власти Владимира Путина и явственно наметившейся тенденции к возрождению им военной мощи страны на Черноморском судостроительном приободрились и преисполнились благих ожиданий, которые, пусть и косвенно, подтверждались участившимися визитами на предприятия российских высокопоставленных гостей, в частности – посла нашей страны Виктора Черномырдина. Увы, все упования на многомиллионные заказы для ВМФ России оказались тщетными. К услугам украинских предприятий Москва решила не прибегать – и как показали последующие события, очень правильно сделала. Последней реальной попыткой спасти николаевский судостроительный гигант было решение обвиняемого сейчас в «нэзалэжной» во всех мыслимых и немыслимых грехах Виктора Януковича о запуске программы по строительству корветов для тамошнего военного флота.

Что характерно, пустыми обещаниями дело не ограничилось – были выделены средства в размере около 200 миллионов гривен (запланировано было финансирование во вдвое большем объеме). Корпус первого украинского корвета «Владимир Великий» был достроен на 43% – на этом все и закончилось. Денег на реализацию амбициозной программы, согласно которой «нэзалэжная» до 2026 года должна была получить 10-12 таких кораблей (причем четыре из них планировали спустить на воду к нынешнему, 2021 году), нет и, как говорится, не предвидится. Да и к чему собственные корветы (как и судостроение вообще) стране, закупающей военный и военно-морской утиль у западных «партнеров», а новые корабли собирающейся строить на их кредиты и на их же верфях? Британия, Франция, Турция – кто угодно, только не Черноморский судостроительный, которого более не существует.

По идее, следовало бы завершить это печальное повествование очередной порцией проклятий в адрес «майдана» 2014 года, окончательно и бесповоротно поставившего крест на любых перспективах нормального развития Украины и приведшего к окончательному краху ее промышленность и экономику в целом. Тем не менее проявим еще раз объективность – с 2007 года Черноморский судостроительный принадлежал промышленно-инвестиционной группе «Смарт-Холдинг», владельцем которой является украинский олигарх Вадим Новинский. В свое время он был человеком, приближенным к Виктору Януковичу, однако, как и все люди его уровня и круга прекрасно чувствует себя и при «постмайданных» властях.

В адрес «Смарт-Холдинга» неоднократно звучали (и наверняка долго еще будут звучать) обвинения во вполне умышленном доведение судостроительного предприятия до полного банкротства. Противоречит логике – уж настоящий-то хозяин никогда не будет гробить свою собственность? Не скажите… Новинский и его партнеры задумали амбициозный проект – создание в Николаеве так называемого «индустриального парка «Наваль», главным звеном которого будет новый морской порт – для вывоза из страны металла и зерна. И разворачивать его строительство собираются как раз на территории, которую до 25 июня нынешнего года занимал уничтоженный Черноморский судостроительный завод.

В холдинге, естественно, подобные «инсинуации» отвергают с самым глубоким возмущением, однако и намерений создавать порт с соответствующей транспортной инфраструктурой не опровергают. Еще и обижаются при этом – мол, «Наваль» сумеет обеспечить городу целых 5 тысяч рабочих мест, а вы еще возмущаетесь и клевещете! Для справки: на разоренном подчистую Черноморском судостроительном перед распадом СССР трудилось около 25 тысяч человек. На самом деле нынешние скоробогачи мыслят совершенно другими категориями, к государственным и народным интересам никакого отношения не имеющим. Они желают сверхприбылей – много, сразу и любой ценой. В настоящее время экспортировать из «нэзалэжной» сельскохозяйственное сырье, руду и примитивную металлургическую продукцию куда выгоднее и проще, чем строить корабли. Значит, никаких кораблей не будет! Процесс превращения Украины в жалкий аграрно-сырьевой придаток Запада начался вовсе не в 2014 году. Сейчас мы просто наблюдаем его заключительную стадию – полной и тотальной ликвидации тамошней промышленности.
  • Автор: Александр Неукропный

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх