Свежие комментарии

  • Андрей Викторов
    Это как надо было эксплуатировать крейсера УРО типа "Текондерога", что бы большая их часть годилась на списание? Это ...Потеря свыше тыся...
  • Владимир Карасев
    Давно пора это надо было сделать.Запрещённая речь ...
  • Евгений
    В стране эти ушлепки прижали хвост, после конкретных и совершенно оправданных мер по их выкорчевыванию. Но гниды, кот...Соратники Навальн...

Российские СПГ-проекты покоряют мир: история развития отрасли

Российские СПГ-проекты покоряют мир: история развития отрасли

Российские компании планируют развивать производство сжиженного природного газа (СПГ) на базе отечественных технологий, если таковые будут качественно разрабатываться

О проблемах и перспективах отрасли рассказал заместитель генерального директора Института развития национальной энергетики Александр Фролов.

Впервые в мире крупные месторождения открыли в США в XX веке. В последствии в 1941 году появился завод по сжижению газа в Кливленде, штат Огайо. Его основной целью было покрытие суточных пиковых зимних нагрузок. Однако трагедия, случившаяся на предприятии, остановила производство сжиженного природного газа: взрыв резервуара и вспышка из-за утечки газа унесли более сотни жизни.

СССР берется за СПГ

Активность американской СПГ-отрасли, несмотря на печальный исход первого опыта, заставила другие страны задуматься о применении технологий. Советский Союз в данном случае исключением не стал и активно ухватился за новое направление в мировой энергетической отрасли.

В 1944 году в СССР появилась правительственная комиссия по изучению возможностей аналогичного производства, а проект завода СПГ реализовался уже в 1945-1947 годах на территории нынешнего поселка Развилка в Московской области.

«Его построили на базе автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, или, иными словами, метановой заправки, где можно было заправить машину метаном. На той же площадке стояло производство СПГ: метан сжижали, загружали в специальные емкости и увозили», – дополнил эксперт Александр Фролов.

В силу того, что отечественные предприятия не обладали необходимым оборудованием, предоставить его могли только другие страны. В первую очередь закупки планировалось совершать у США. Однако холодная война вынудила американские фирмы, которые по ленд-лизу должны были комплексно поставлять оборудование для газопровода, уйти от завершения поставки оборудования для этого завода.

Исследования по сжижению газа и разработка различных проектов, которые проводились в последующие годы, пришлось свернуть. Причины приводились разные: нехватка финансирования, отсутствие потребности в той или иной технологии, смена интересов советского правительства.

Следующие этапы развития отечественной СПГ-индустрии пришлись на 1970-е годы. В то время Министерство газовой промышленности СССР задумалось о поставках ресурса на американский рынок, рассчитывая на спад напряженности, возникшей на фоне холодной войны.

Первый в стране проект, который в ведомстве нарекли «Северная Звезда», предполагал участие компаний из США в потенциальной разработке газовых месторождений на полуострове Ямал и строительстве газопровода в Мурманск. Пока американская сторона рассматривала из-за океана советские планы, Москва вела переговоры с Японией о поставках газа из Якутии для сжижения на тихоокеанском побережье.

Но и эти планы сорвались. Стратегия, продуманная Министерством газовой промышленности СССР, попала в долгий ящик и в последствии попросту стала неактуальной из-за решения президента США Рональда Рейгана остановить сотрудничество с Москвой. Тогда же российская сторона вернулась к роли экспортера трубопроводного газа в Европу, оставив мечты о прорывных технологиях производства СПГ позади.

Российский газ – иностранные технологии

После распада СССР наработки советских годов утратились или потеряли актуальность на фоне достижений Германии, Китая и других государств. Страны создавали специальное оборудование, пока российское производство стояло в стороне.

«Тогда же стране пришлось в спешном порядке наверстывать упущенное. Успехов удалось достичь не во всем. И по сей день сохраняется одна проблема: российские компании вынуждены приобретать иностранное оборудование для развития прорывных проектов.

В России нет аналогов зарубежных установок, способных выполнять задачи с той же энергозатратностью и скоростью. Поэтому при проведении тендеров отечественные установки проигрывали, а крупнейшие российские компании, требовавшие нарастить закупки оборудования, произведенного именно в РФ, довольствовались зарубежным.

Конечно, собственные технологии у России есть, и она сможет их использовать в случае экстренной ситуации, но они отстают от тех, которые предоставляет, например, немецкая The Linde Group», – рассказал Александр Фролов.

Особенная СПГ-отрасль

Несмотря на технические сложности, российское оборудование все же используется на некоторых производствах ресурса. Собеседник ФБА «Экономика сегодня» отмечает, что сегодня СПГ делится на крупнотоннажный и малотоннажный, а также в некоторых случаях на среднетоннажный в качестве промежуточного варианта. Все они применяются в разных сферах, так как отличаются физико-химическими характеристиками.

«Крупнотоннажный – это экспортный товар, используемый покупателями как обычный природный газ, поступающий по трубе. Крупная часть такого ресурса направляется на производство тепла и нужды химической промышленности.

Малотоннажный (и иногда среднетоннажный) применяется на наземном транспорте, при группировке судов или автономной газификации. Потребность существует во всех трех сферах. По ним есть планы, которые реализуются на протяжении многих лет», – добавил эксперт.

СПГ-отрасль Российской Федерация имеет одну главную проблему – это отсутствие собственных современных, эффективных и конкурентоспособных технологий, которые широко применяются в производстве крупнотоннажного сжиженного природного газа, то есть от миллиона тонн в год.

Первый завод по производству СПГ появился на Сахалине в рамках проекта «Сахалин-2». Его общая мощность составляет 9,6 млн тонн в год, а объемы производства достигают 11 млн тонн. Российские власти рассчитывают запустить третью линию в 2024-2026 мощностью в 5,4 млн тонн.

Три линии завода получили мощность в 18 млн тонн, а четвертая линия еще на 0,9 млн тонн должна быть достроена в будущем. Несмотря на то что предприятие должно было производить ресурс для потребителя из Азиатско-Тихоокеанского региона, практически весть объем в 2020 году ушел в Европу.

Российский СПГ в мире

Последние 40 лет наблюдается ежегодный рост потребления сжиженного природного газа различными странами. Россия подключилась к международному соревнованию по наращиванию СПГ в конце прошлого десятилетия.

Кроме России, экспортом СПГ занимаются 17 государств, у которых ресурс приобретают более 40 стран. Главными игроками, определяющими стоимость сжиженного газа, остаются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Именно на них целилась Москва, когда страна входила в мир СПГ.

«Внутри страны этот ресурс рассматривают в качестве топлива для заправки морских и речных судов. Соответствующие планы уже реализуются на северо-западе страны и могут затронуть Дальний Восток, где также есть спрос. Интерес к российскому сырью проявляет Китай, где отрасль развивается семимильными шагами», – подчеркнул эксперт.

Следующий год сулит России новые проекты. Так, в 2022 году «Газпром» рассчитывает запустить завод «СПГ-Портовая» мощностью 1,5 млн тонн на берегу Финского залива и построить «Владивосток СПГ» такой же мощности.

Проект «Балтийский СПГ» этой же компании должен заработать в 2023-2024 годах. Его мощность составит 10-13 млн кубометров. Другой крупнейший производитель СПГ «Новатэк» запланировал на ближайшие годы запуск «Арктик СПГ-2» мощностью в 19,8 млн кубометров.

Совокупная мощность российских СПГ-проектов достигла 28,5 млн тонн, что позволяет компаниям поставлять 47,9 млн тонн к 2024 году, а к 2035 году нарастить производство до 120-140 млн тонн.

«Предполагается, что производство будет развиваться на базе отечественных технологий, в разработку которых уже вкладываются финансовые средства. Вполне возможно, что отдача появится. В крайнем случае придется решать вопрос локализации иностранного оборудования.

Помимо перечисленного, в стране строятся криогенные автозаправочные станции. Разработчики рассчитывают, что заправляться на них будет большегрузный автотранспорт при перевозке товаров через российские территории из Китая в Европу и обратно», – объяснил эксперт.

Александр Фролов отметил, что СПГ считается легким в использовании и финансово выгодным для потребителей. К тому же участие в СПГ-проектах позволяет России сохранять позиции на газовом рынке Европы и противодействовать геополитическому давлению Соединенных Штатов Америки и других игроков.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх