Свежие комментарии

  • Nana Абраменко
    а нельзя ли огласить весь список "работы" Петрова и Боширова?"Это уже даже не ...
  • warig Рыжаков
    Давно пора прикрыть эту мерзость.Либералы испугали...
  • Natalia Ivanova
    А зачем нужны России отношения с Польшей? Закрыть на хрен полностью!Польша вслед за с...

Чем ответит Китай Украине на ограбление своих инвесторов

Чем ответит Китай Украине на ограбление своих инвесторов

«Мы уже должны [Китаю] почти $4 миллиарда» – так прокомментировал бывший министр транспорта Евгений Червоненко ситуацию с отказом Киева китайским инвесторам возможности вступить в права собственников завода по производству авиадвигателей «Мотор Сич»

Это предприятие, имеющее для украинской экономики стратегическое значение, Украина получила благодаря российским монархам. В 1916 году оно называлось «Дюфлон, Константинович и К» и выпускало сельскохозяйственную технику. Потом, при большевиках, выросло до предприятия «Моторостроитель» им. Великой Октябрьской революции, превратившись в 1991 году в «Мотор Сич». Таким образом, при царской/советской власти завод оставался собственностью государства 75 лет. При самостийной Украине уже на тридцатом году её существования завод решили продать.

До госпереворота в Киеве в 2014 году компания «Мотор Сич» сохраняла темпы производства, главным покупателем её продукции выступала Россия. Объявив России информационную войну, а Донбассу войну настоящую, Киев лишился российского рынка, и «Мотор Сич» стала балластом. Продавать авиационные комплектующие стало некому. Руководство «Мотор Сич» задумалось о продаже завода ещё в 2015 г. К тому времени российский рынок закрылся для Харьковского авиационного предприятия, Закарпатского вертолётного объединения, Винницкого авиационного завода.

Первыми проявили интерес китайские инвесторы. Они выкупили 50% акций в 2017 г., но затем СБУ возбудила уголовное дело, и процесс передачи «Мотор Сич» в китайские руки застопорился. В этом году СНБО Украины принял решение национализировать предприятие, а китайским собственникам выплатить компенсацию. Сорвался план, согласно которому часть сотрудников «Мотор Сич» должны были переехать в китайский Чунцин для продолжения работы в авиационной сфере уже в качестве китайских сотрудников. Чунцин, самый большой город мира с населением 32 млн человек и крупный промышленный центр, должен был стать площадкой для модернизационного рывка китайской авиационной индустрии. Запрет Киева на допуск китайцев к технологиям «Мотор Сич» поставил на этом крест.

Это решение нанесло серьёзный ущерб китайско-украинским отношениям. Представитель внешнеполитического ведомства КНР Чжао Лицзянь потребовал от Киева учитывать интересы китайских инвесторов. «Мы против того, чтобы власти другого государства применяли односторонние санкции против китайских предприятий. Надеемся, что украинская сторона в соответствии с юридическими нормами обеспечит защиту законных прав компаний и инвесторов из КНР», – заявил МИД КНР.

Пекин обратился в ведущие мировые консалтинговые компании, чтобы заставить Киев заплатить. Среди них компания PricewaterhouseCoopers (PwC) – знаменитая контора по оказанию услуг в сфере аудита с годовым доходом около $30 млрд. Клиентами компании являются 425 юридических лиц, входящих в список 500 крупнейших корпораций мира. Понятно, что шансов выйти сухим из воды у Киева нет.

В Киеве надеются, что администрации Байдена удастся повлиять на действия PwC (значительную долю в ней составляют американские деньги). Ведь всем ясно, что отказ передать «Мотор Сич» китайцам – результат давления Вашингтона на украинское правительство и президента. Вовсе не случайно в январе 2021 года Министерство торговли США включило китайскую компанию Skyrizon Aviation Industry Investment Co, главного инвестора в сделке с «Мотор Сич», в список конечных военных пользователей, т.е. таких компаний, деятельность которых причастна к работе китайского ВПК. Американцы не хотят, чтобы Пекин получил доступ к советским авиационным технологиям. Геополитическое противостояние с Китаем заставляет США активней противодействовать попыткам китайцев повысить эффективность своих военных технологий. «Мотор Сич» оказался попросту втянут в это противостояние. Из 250 авиационных движков, которые должны были получить китайцы, «Мотор Сич» отправил всего 20 штук. Чтобы не заморачиваться с двигателями и не считать их поштучно, китайцы предложили купить весь завод.

Но в 2020 г. интерес к «Мотор Сич» начал проявлять Эрик Принс – владелец американской частной военной кампании Academi (бывшая Blackwater). ЧВК Принса прославилась тем, что в 2007 г. её сотрудники открыли беспорядочную стрельбу на улицах Багдада, убив четырнадцать, и ранив восемнадцать прохожих, среди которых были дети. Academi активно использует советскую авиатехнику при работе в странах Ближнего Востока и Афганистане, занимается разработкой собственных образцов военной техники, в ом числе вертолётов и броневиков. 90% заказов компания получает от Госдепа США. В её руководство входят бывшие высокопоставленные сотрудники американского правительства и ЦРУ. Американское государство и частный капитал решили совместно прибрать «Мотор Сич» к рукам, потому и дали пинок Зеленскому, чтобы он не смел отдавать стратегические активы Пекину.

Дело «Мотор Сич» стало одной из ведущих тем для украинской (и не только) прессы. Дабы успокоить граждан, председатель СНБО Алексей Данилов заявил на всю страну, что покупка акций «Мотор Сич» китайскими инвесторами – это совместная операция Москвы и Пекина по захвату украинского стратегического предприятия. Дабы перекрыть китайцам доступ к технологиям «Мотор Сич», Киев (с подачи американцев, разумеется), не только запретил китайцам вступить в права собственности, но и наложил санкции на Skyrizon сроком на три года. Руководство компании уже заявило, что действия Киева повлекут за собой необратимые убытки.

Для Украины, чьи власти постоянно твердят о необходимости привлечения зарубежных инвесторов в украинскую экономику, это чревато не только финансовыми, но и репутационными проблемами. На примере «Мотор Сич» международное деловое сообщество видит, что Украина – это «домашний огород» Соединённых Штатов и, прежде чем заключить крупную сделку с украинской стороной, инвесторам надо проверить её соответствие интересам США.

Первым ответом Китая киевскому режиму стал официальный визит делегации Пекинской экспортно-импортной торговой компании в Крым и её приглашение для крымских предпринимателей посетить Китай с ответным визитом. Раньше Пекин занимал в крымском вопросе подчёркнуто нейтральную позицию, но отныне намерен участвовать в экономических проектах на территории полуострова.

Но это только начало. В китайской культуре важное значение имеет принцип «сохранения лица». Ограбление китайских инвесторов Киевом под диктовку США – это плевок в то самое лицо, которое китайцам с точки зрения их моральной культуры важно сохранить. Чтобы хотя бы немного понять Китай, прочтите исторический роман Ло Гауньчжуна (1330 – 1400) «Троецарствие», причисленный к четырём самым знаменитым классическим романам китайской литературы (Четыре великих творения). Китай никогда не действует кавалерийским наскоком, он соблюдает принятый политический церемониал, под прикрытием которого реализует свои планы. Точно предсказать, где конкретно Пекин нанесёт Киеву ответный удар, сложно, но с уверенностью можно сказать, что ответный удар будет. Если Пекин не ответит, это будет потеря лица, что в китайской традиции равносильно позору.+

Наиболее вероятный сценарий – постепенное снижение темпов экономического сотрудничества Китая с Украиной при активизации китайского капитала в чувствительных для Киева направлениях. Пекин уже готов отправлять китайских туристов в Крым и вкладывать деньги в крымские предприятия и гостиничное дело.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх