На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Прогулки по подвалам НКВД и вверх по лестнице, повернутой против часовой стрелки

Архитектура – это застывшее отражение эпохи. Если приглядеться к ней, то мы увидим больше, чем просто стены и окна, мы узнаем чаянья людей, которые ходили по улицам этого города, глядя на дворы и дома, поймем гораздо больше об идеалах и стремлениях, чем узнали бы из учебников по истории.

В Екатеринбурге, разглядывая особняки в стиле классицизма с надменными колоннами и закругленными глазницами бледных окон, понимаешь, что жившие в них ценили спокойствие, это был признак отстраненности "высшего" класса от всех остальных; пышная лепнина на домах в стиле барокко расскажет, как главной ценностью для людей стал внешний лоск; вызывающий орнамент и смешение стилей в облике Дома Севастьянова повествует о тщеславии и безвкусии, которые неизменно ни к чему хорошему не ведут (по легенде дом, созданный из смешения стилей, по замыслу хозяина, должна была венчать покрытая золотом крыша, но амбициозный план провалился, а "дворец" продали за долги).

Но все это – и уникальные памятники деревянному зодчеству, и эклектика центральных улочек, и печальные истории усадеб, разбогатевших внезапно и ненадолго на золотых приисках горожан, на самом деле только "второй план" в декорациях города.

Перерождение Екатеринбурга из уездного городка Российской Империи в столицу Уральской области СССР Свердловск произошло в 1920 гг., и именно поэтому слепок времени так четко отразил на главных улицах порыв того нового времени. Причудливые и четкие, разные и в то же время похожие здания появились как будто внезапно, за короткое время, и застыли, став лицом города. И сегодня им есть, что рассказать нам о времени, когда невероятное будущее стало реальностью для миллионов людей.

Екатеринбургский краеведческий музей с этого лета запускает уникальную экскурсию по одному из самых "чистых" с точки зрения стилевых характеристик объектов конструктивизма – Клубу им. Дзержинского, и корреспондент Накануне.RU прошелся по знаковому для столицы Урала месту, ставшему сердцем знаменитого "Городка чекистов".

Екатеринбург - Свердловск

Конструктивизм давно является причиной паломничества в Свердловск-Екатеринбург для многих состоявшихся и будущих архитекторов со всего мира.

"И их не интересуют эти купеческие усадьбы, им абсолютно не интересны особняки Малахова, да и даже сталинский ампир не столько вызывает желание посмотреть, как именно конструктивизм, – говорит сотрудник краеведческого музея Екатерина Кушниренко в беседе с Накануне.RU. – Потому что не так много городов, в которых в таком количестве сохранились объекты этого стиля. Нам повезло, что у нас так много конструктивизма, потому что Свердловск стал тогда столицей Уральской области".

В 1928 г. в Свердловске побывал Маяковский, здесь он, вдохновленный событиями в городе, написал "Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру".

В ту пору возводились все дома, которые станут визитной карточкой Свердловска.

"Черт-те что, не город, а стройплощадка", – усмехнулся Маяковский.

Как мы знаем, эта стройка вдохновила поэта на еще одно сочинение – "Екатеринбург-Свердловск".

Уездный городок Екатеринбург насчитывал после Гражданской войны порядка 100 тыс. жителей, и хотя несколько именитых архитекторов из столицы оставили здесь плоды своего труда, выстраивая усадьбы и особняки для элиты, в основном жители ютились в бараках, а большинство – и вовсе в землянках. Установившаяся советская власть ставила целью исправить ситуацию, причем делать это нужно было быстро, так как в Свердловск жить, строить заводы-флагманы, работать на фабриках, в новых учреждениях, школах и больницах отправились сотни тысяч людей.

Как рассказывают на экскурсии, действительно, через каких-то 15 лет количество жителей увеличилось более, чем в три раза - в городе проживало порядка 400 тыс. человек, всех их государство должно было обеспечить жильем, которого Российская Империя в наследство не оставила. Зато оставила она тотальную безграмотность, ее приходилось ликвидировать не только в рядах простых рабочих, но и в среде партийных служащих – потому и была необходимость в площадках, где обучение в самых разных формах проходили и взрослые, а не только дети. Такими знаковыми для эпохи местами стали клубы, дворцы культуры и лектории.

Клуб "Железного Феликса"

Именно поэтому появился и Клуб имени Дзержинского. Здесь же располагалась библиотека, был образован вечерний университет с подготовительным курсами уровня средней школы и "высшей" ступенью, где читали лекции лучшие преподаватели не то что города, а всей страны.

"Архитекторы строили с учетом того, что частной жизни будет мало, большой акцент в архитектуре был сделан на общественные пространства, где люди будут проводить свой досуг вместе, коллективно. Клуб Дзержинского по мыслям идеологов тех лет – это еще и школа повышения гражданской квалификации. Здесь регулярно проходили лекции на самые разные темы: начиная от внешнеполитического положения, достижений советской страны, вплоть до лекций о том, есть ли жизнь на Марсе, и про женские заболевания. То есть просвещение по самым разным вопросам", – рассказывает Екатерина Кушниренко.

В Дворике ЧК находился не только Клуб им. Дзержинского, но и гостиница для малосемейных работников ОГПУ, детский сад, ясли, медсанчасть, баня, котельная, парикмахерские, мастерские. Свердловск в то время был самой большой строительной площадкой, привлекавшей гениальных архитекторов и талантливых строителей со всей страны. Автор комплекса Иван Антонов здесь построил не только Городок чекистов, он создал "Дом чекистов" на 8 марта – это был первый небоскреб в Свердловске.

"Именно "Дом чекиста" стал объектом нападок на Антонова. Соперник по цеху, тоже архитектор, имя которого осталось неизвестно, написал на автора "Клуба Дзержинского" донос, мол, балконы по бокам дома, расположенные друг напротив друга с разных сторон, со стороны создают "эффект" креста, а это значит, пропагандируют религию", – рассказывают на экскурсии.

Неизвестно, стали бы ответственные за это органы всерьез рассматривать такой пасквиль, но рисковать Антонов не стал, друзья из НКВД посоветовали просто уехать из города. Знаменитый архитектор умер в конце 60-х в Финляндии, всю жизнь он посвятил своему делу, прославился и другими проектами, но, как пишет в воспоминаниях его дочь, уже в конце жизни он ей говорил, что его самые значимые работы находятся в СССР, именно в Свердловске.

Конструктивизм подчинение необходимости

Этот жилой комплекс, как и конструктивизм в целом, отражал идеи будущего. Здесь все должно быть подчинено рассудку и необходимости: у рабочих появлялись квартиры с большими окнами, высокими потолками – но это был не шик, такая планировка была нужна для того, чтобы обеспечивать инсоляцию, ведь проблема туберкулеза в Российской Империи носила характер массовый, болезни нужно было предупреждать.

Горизонтальные крыши в проекте – тоже место для прогулок и солнечных ванн, здесь можно было разбивать французские садики, но уральский климат идею не принял. Отсутствие кухонь – свобода для женщин, небольшие площади личного жилья – зато собственные, " народные" дворцы культуры и красивые, пышно убранные лектории.

К тому же вчерашние "малосемейки" и сегодня мейнстрим в жилищном строительстве, квартиры-студии пользуются наибольшим спросом из-за экономии, а вот в области возведения зданий общественного пользования лидируют торговые центры как места сосредоточения людей и исполнения ими основной функции, необходимой для поддержания существующего строя – потребления.

Но клубы, которые появлялись в советское время, носили не только "идеологическую" функцию, да, здесь проходили выборы, но здесь и играли дети, в 1938 г. устраивали представления: номер из фильма "Свадьба в Малиновке", танец "Кочегар". Клубы стали местом для самореализации и творчества.

Дополнительное образование развивалось стремительно – здесь, в Клубе им. Дзержинского, в предвоенные годы располагалось 10 кружков, и посещали их около 200 человек, а после войны уже в 1953 г. посещаемость выросла в пять раз: 10 детских кружков, 15 кружков для взрослых – и посещала их уже 1 тыс. человек.

Вечерами к детям, играющим во дворе у фонтана, выходили массовики-затейники, придумывали игры, разучивали и пели песни, читали стихи – собирались ребята из разных дворов, и такая практика применялась не только в этом клубе.

Мрачные застенки режима или обычная дворницкая?

Во время прогулки по "Городку чекистов" вам предложат посетить и подвалы ОГПУ, овеянные мифами из 90-х – якобы в этих подвалах чекисты пытали и расстреливали людей в больших количествах.

"Конечно, это не правда, – говорит во время прогулки по подвалам ОГПУ наш гид. – Жители всегда возмущались этими сказками. Они отвечали – подвалы были всегда обжитые. Да, они были жилые, здесь находились кочегары, дворники, уборщицы хранили свои орудия труда, здесь постоянно кто-то находился".

Почему же тогда в подвалах в таком количестве находили гильзы? А все просто – здесь по инициативе жен сотрудников НКВД открыли стрелковый клуб, этот кружок в предвоенные годы пользовался особой популярностью. Здесь, действительно, стреляли, но по мишеням, так велико было желание получить значок Ворошиловского стрелка.

Лестница против часовой стрелки

"Наша знаменитая лестница – это единственный сохранившийся в городе авангардный интерьер. Она повернута против часовой стрелки, опирается на внешние конструкции, что создает такой светлый атриум и возможность видеть балочные перекрытия в виде пятиконечной звезды. Лестница должна была продемонстрировать новые материалы, в частности железобетон. Конструкция выступает на улицу Ленина и соединяет два объема четырехэтажных и как раз создает любимую конструктивистами асимметрию и разницу форм", – рассказывает экскурсовод.

Сегодня на лестничных пролетах нет бюстов Дзержинского и Сталина, которые к праздником украшались живыми цветами, но пятиконечная звезда из балок над лестницей сохранилась и теперь является предметом критики уже со стороны нынешнего духовенства, которые уверяют, что это ни что иное, как сатанинская печать – пентаграмма.

"История повернулась на 180 градусов, кто-то раньше видел православные кресты там, где их нет, а теперь видят перекрытия в виде пентаграммы. Кто хочет – тот всегда найдет", – комментируют в музее.

Здание было ведомственным до 1958 г., затем Клуб стал Межсоюзным домом культуры им. Дзержинского. В 1960-е у него появляется новый хозяин – областной совет профсоюзов, ну а в 1990-е Горсовет присудил передать это здание музею, и у нас появилась возможность прогуляться по знаменитому строению и посмотреть на историю, развернутую на 180 градусов.

Сегодня здания в стиле конструктивизм требуют большого внимания, их поддержкой занимаются энтузиасты, но многие памятники архитектуры давно нуждаются в капитальном ремонте, так из окон музея, сохраняющего хорошее состояние Клуба им. Дзержинского, можно увидеть, в каком чуть ли не аварийном положении находятся другие дома из комплекса, получившего в народе название "Дворик Чекистов".

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх