На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Учение «Запад-2021» подтвердит роль ВС РФ как лучшего интегратора России и Белоруссии

Намеченное на сентябрь стратегическое российско-белорусское учение «Запад-2021» станет сдерживающим фактором для всех, кто хочет дестабилизировать ситуацию в Белоруссии и разжечь пожар войны в Донбассе. Кроме того, оно окажется еще одним шагом в сторону усиления военно-технического сотрудничества Минска и Москвы, а также дальнейшей интеграции двух стран. В целом, лучшим интегратором в Союзном государстве, похоже, являются Вооруженные силы РФ.

К таким выводам пришел обозреватель ФАН, проанализировавший отношения России и Белоруссии в военной сфере.

«Но защитить меня будьте любезны»

1 июня по итогам встречи в Сочи с президентом России Владимиром Путиным президент Белоруссии Александр Лукашенко сделал ряд громких заявлений. В частности, Александр Григорьевич подарил общественности такую цитату:

«Никаких обсуждений в плане переброски Вооруженных сил России на постоянной основе, создания каких-то баз… — об этом даже речи не шло. И это нам не нужно. Потому что по нашей концепции военной безопасности Союзного государства в этом пока нет никакой необходимости. Будет какая-то настороженность, будем мы видеть активизацию в НАТО вплоть до военного конфликта — в течение суток (базы у нас, аэродромы и прочее определены) российские подразделения и войска будут переброшены в Беларусь».

Помимо традиционного стремления «Батьки» усидеть на нескольких стульях (базы я вам не дам, но защитить меня будьте любезны), его фраза свидетельствовала о том, что Россия в очередной раз подтвердила свой долг союзника и гаранта суверенитета Белоруссии. Вплоть до готовности при форс-мажорных обстоятельствах оперативно перебросить свой контингент на белорусскую территорию и защищать ее как свою собственную.

Словом, на первый взгляд, в устоявшейся схеме взаимоотношений в военной сфере Минска и Москвы каких-то изменений не просматривается. Но это только на первый взгляд.

Начнем издалека.

Получив после развала Советского Союза в наследство от Белорусского военного округа ВС СССР большое количество вооружения и военной техники, Минск быстро выяснил, что содержать это богатство он просто не может. В ВС РБ начались масштабные сокращения: в 1992–1996 годах были сокращены или переформированы 250 воинских частей. Тогда же начался вывод военной техники на базы хранения или ее распродажа — белорусское государство превратилось в одного из ведущих поставщиков советского вооружения в страны третьего мира.

При этом политическое руководство Белоруссии явно находилось в плену иллюзий, что вместе с окончанием холодной войны исчезли и любые внешние угрозу — а раз так, то на собственной армии можно изо всех сил экономить, вкладывая средства во что-то более полезное. Белорусский ОПК продолжал советскую практику поставок Москве комплектующих для вооружения и военной техники, что позволяло ему держаться на плаву. Попутно Минск разрешил (не бесплатно) ВС РФ использовать радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении, а также узел связи с подводными лодками. Предпринимать какие-то шаги для дальнейшего укрепления военно-технического сотрудничества с Москвой там считали излишним.

Однако в марте-июне 1999 года грянула военная операция НАТО против Югославии. Она вырвала президента Лукашенко и его окружение из мира «розовых пони» и заставила осознать очевидное — угроза подвергнуться военной агрессии в Европе никуда не исчезла. Понимая, что в одиночку устоять перед натовским «катком» он не сможет, Минск лихорадочно принялся искать для себя защитницу. Таковой могла стать только Россия.

В Москве в полной мере осознавали, какие выгоды несет объединение с Белоруссией как с политико-экономической точки зрения, так и в сфере повышения обороноспособности. Поэтому 8 декабря 1999 года в атмосфере лихорадочной спешки РФ и РБ подписали Договор о создании Союзного государства. Уже в следующем году в российской Академии Генштаба прошла совместная командно-штабная игра, на которой офицеры обеих стран отработали действия объединенной группировки войск.

Однако стремление Лукашенко к укреплению военной дружбы с Москвой оказалось недолгим. Как только выяснилось, что в ближайшее время НАТО нападать на Белоруссию не собирается, а шансов стать президентом Союзного государства у него нет, Александр Григорьевич немедленно дал задний ход и включил свою знаменитую «багатавекторность». В дальнейшие годы, вплоть до президентских выборов 2020-го, он старался добиться от Москвы максимальных преференций при минимуме собственных обязательств.

24 декабря 2019 года Лукашенко, всячески стремившийся сохранить для себя свободу рук на фоне усиления конфронтации России с Западом, выдал абсолютный «шедевр» — он заявил, что для Белоруссии НАТО и Запад не только не представляют потенциальной угрозы, но и являются гарантами суверенитета страны, так как… уравновешивают влияние России!

Естественно, все это, мягко говоря, не лучшим образом сказывалось как на состоянии ВС РБ, так и на военно-техническом сотрудничестве Минска и Москвы.

«Почти все вооружение устарело»

Во избежание обвинений в ангажированности приведем не российскую актуальную оценку состояния ВС РБ, а украинскую:

«Почти все вооружение ВС Беларуси устарело, нуждается в модернизации или замене. ОПК Беларуси справляется с ремонтом ВВТ (вооружения и военной техники. — Прим. ФАН) и поставкой запчастей, а центры техобслуживания — с регламентными работами. Возможна и ограниченная модернизация ряда ВВТ, в т. ч. танков Т-72Б, БМП-2, БРДМ-2, РСЗО «Град», ЗРК «Стрела-10», «Оса-АКМ» и «Бук-М1», истребителей Миг-29 и Су-27. Однако в РБ нет предприятий, выпускающих основное ВВТ по полному циклу».

Действительно, за годы независимости боевой потенциал ВС Белоруссии сильно просел, особенно в части ВВС и ПВО. Наиболее боеспособными подразделениями Сухопутных войск белорусских ВС сейчас являются созданные в 2007 году Силы специальных операций. Кстати, несмотря на красивое название, это не аналог российских ССО, а просто наиболее оснащенная, обученная и мотивированная легкая пехота, сведенная в мобильные бригады.

Несмотря на усилия своего ОПК при модернизации и обновлении вооружения ВС РБ продолжают сохранять критическую зависимость от России. При этом скудный военный бюджет Минска в совокупности с «багатавекторными» зигзагами Лукашенко не дают возможности осуществить давно необходимую реорганизацию армии, а также перевооружение современными образцами российского ВВТ.

И еще одна важная деталь: ВС РБ не имеют реального боевого опыта. Вообще. Резюмируя, ВС РБ в своем современном состоянии могут с какой-то степенью эффективности принимать участие лишь в миротворческих операциях и конфликтах низкой интенсивности.

Что же до военно-технического сотрудничества с Москвой, то оно в основном осуществлялось в формате эпизодических поставок небольшого количества современной российской военной техники в РБ, продолжения поставок в РФ постепенно уменьшающейся из-за импортозамещения номенклатуры изделий белорусского ОПК, а также реализации соглашения от 3 февраля 2009 года о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны.

Правда, в угоду «багатавекторности» практическая реализация соглашения долго тормозилась Минском: первые совместные учения частей противовоздушной обороны состоялись лишь в 2018 году! При этом белорусские средства ПВО не блещут новизной матчасти, а возможность размещения в РБ на постоянной основе российских частей «Батька» до недавних пор продолжал отвергать.

Но, похоже, встряска, которую Александр Григорьевич испытал год назад во время протестных акций, а также усиление санкционного прессинга в отношении Минска, дополненные наращиванием военного присутствия НАТО у границ РБ, все же заставили Лукашенко пересмотреть степень вовлеченности своей страны в военное сотрудничество с Россией.

«Должны быть отработаны новые подходы»

Первым намеком на это можно было считать слова президента Владимира Путина, сказанные 21 декабря 2020 года:

«В ходе предстоящего учения «Запад-2021» должны быть отработаны новые подходы к применению региональной группировки Союзного государства»

Поясним: региональная группировка Союзного государства — это все части ВС РБ, а также части ВС РФ, развернутые в Калининградской и прилегающих к Белоруссии областях России. Обычно «применение» региональной группировки не выходило за рамки эпизодических командно-штабных учений и проводимых с 2015 года белорусско-российских тактических учений «Славянское братство».

На последних масштаб мероприятий ограничивался ротным уровнем, а направленность — контртеррористическими действиями. Исходя же из слов Путина, можно было предположить, что на новых российско-белорусских учениях отработка совместных действий может выйти за пределы штабных игр и уже не ограничиваться «нейтрализацией незаконных военных формирований».

Этот нюанс позволяет несколько по-новому взглянуть на заявление Лукашенко о том, что во время его встречи в Сочи с Путиным переброска в Белоруссию «Вооруженных сил России на постоянной основе» не обсуждалась. На постоянной — не обсуждалась, а на временной? С учетом оговорки президента РБ про «базы у нас, аэродромы и прочее определены» такой вариант вполне мог обсуждаться главами двух государств.

Это тем более вероятно, если обратить внимание на то, что 31 мая и 1 июня сообщил министр обороны России Сергей Шойгу. По его словам, подготовка к совместному стратегическому российско-белорусскому учению «Запад-2021», намеченному на сентябрь, перешла в активную фазу.

«В ходе специальных учений по видам обеспечения и совместного российско-белорусского стратегического учения «Запад-2021» планируется массовое применение авиации, будет создана сложная воздушная обстановка», — добавил чуть позже Шойгу.

Фраза про массовое применение авиации короткая, но она кардинально меняет обычную картину российско-белорусских учений, переводя ее из разряда локальной «охоты за боевиками-террористами» в формат стратегической общевойсковой операции по оперативному развертыванию на иностранном театре военных действий межвидовой группировки ВС РФ.

Вам это ничего не напоминает?.. Сирия 2015-го! Конечно, с поправкой на другую логистику и ландшафт, поддержку ВС РБ, соседство с Украиной, близость НАТО, а главное — учение, а не реальные боевые действия.

Вот такие, с немалой степенью вероятности, нас ждут в сентябре «новые подходы к применению региональной группировки Союзного государства». Помимо реального, а не бумажного инструмента укрепления военно-технического сотрудничества ВС РБ и РФ, «Запад-2021» станет действенным предостерегающим сигналом для западных «ястребов» и украинских любителей военных провокаций. Особенно это актуально для последних.

В апреле внезапная проверка боеготовности войск Западного и Южного военных округов ВС РФ быстро охладила горячие головы в Киеве, вздумавшие побряцать оружием в Донбассе и возле границы с Крымом. Думается, «Запад-2021» окажет на сторонников украинской «партии войны» еще лучшее терапевтическое воздействие.

Поправка: уже оказывает. Недаром в своем недавнем интервью немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung президент «незалежной» Владимир Зеленский пессимистично отметил:

«Мы наблюдаем за тем, как Россия и Белоруссия настойчиво сотрудничают друг с другом… Они могут включить туда (в свои интеграционные процессы. — Прим. ФАН) оборону, и тогда эти страны смогут оказывать на нас серьезное давление.. С этой стороны мы видим опасность для нас — вплоть до создания настоящего союзного государства между Россией и Белоруссией».

Лучший интегратор — Вооруженные силы

Действительно, появление российских войск на территории РБ, даже временное, — это страшный сон Киева. Но одновременно — отличный сдерживающий фактор для всех, кто намерен дестабилизировать ситуацию в Белоруссии и вновь разжечь пожар войны в Донбассе. И, разумеется, появление частей ВС РФ в Белоруссии станет еще одним шагом в сторону усиления военно-технического сотрудничества Минска и Москвы, а также дальнейшей интеграции двух наших стран.

Устоявшаяся схема взаимоотношений в военной сфере России и Белоруссии серьезно меняется, и выгодно это не только первой, но и второй. ВС РБ сейчас — реликт советской индустриальной эпохи. Чем может закончиться подобное «застревание во времени», достаточно наглядно показало недавнее поражение армянской стороны в Карабахском конфликте. Единственный шанс белорусской армии перейти на другой качественный уровень — это глубокая военно-техническая интеграция с ВС РФ, включающая принятие всех российских военных стандартов.

Будущее Союзного государства — это широкая федерация с единой внешней политикой, ВПК и армией. Пока же можно констатировать, что лучшим интегратором для двух стран, похоже, являются наши Вооруженные силы. Парадоксально, но факт. А с другой стороны, почему бы и нет, если это работает?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх