На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

200 лет бессмертной армии России

А знаете ли вы, что в России есть ещё 2 Бессмертных полка? Причём уже лет 200 как есть! Это же отнюдь не вчера появилось и даже не 10 лет назад! Все эти кликуши и либеральные истерички, которые кричат про победобесие и то, что Путин якобы придумал это всё, чтобы свою власть укрепить — да они же просто историю России не знают! А скорее всего, и знать не хотят. И тем не менее первый Бессмертный полк был создан ещё в Петербурге — ладно, хватит томить, давайте перейдём к сути!

Вскоре после Отечественной войны 1812 года возникла идея. Кстати, всё логично: сегодня Бессмертный полк посвящён героям Великой Отечественной войны, а тот первый — героям Отечественной войны 812 года. Итак.

Вот вы удивитесь, но даже идея была ровно такая же: портреты героев войны, 332-ти человек, были написаны и размещены в одном из самых главных помещений государства в самом сердце империи — в Зимнем дворце, перед входом в Большой тронный зал.

По тем временам работа была нешуточная: в 19 веке портрет написать — это вам не селфи сделать для профиля в соцсетях! 9 лет это заняло! К тому же очень быстро столкнулись с проблемой: многие герои ещё во время войны погибли, а иные уже после неё успели преставиться.

Насколько личной была вся эта история, мы даже до конца себе не представляем. Например, останки генерала Тучкова 4-го так никогда и не были найдены после Бородинской битвы. Это кажется немыслимым, не правда ли? Генерал царской армии — это был совсем не рядовой человек, при нём есть адъютанты, и это не говоря о многочисленных подчинённых. И да, они видели, как он погиб, но после битвы тело так и не нашли.

Потери при Бородино были ужасающими — свыше 100 тысяч человек с обеих сторон, вместе взятых. Одних только убитых было до 30 тысяч, плюс раненные.

Мы же почему-то думаем, что Лермонтов преувеличивал ужасы той битвы, когда писал свою поэму, потому что боимся себе представить эту картину. Но Михаил Юрьевич просто описал стихами то, что было на самом деле:

Смешались в кучу кони, люди…

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

А что ещё должны значить ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ убитых и раненных, лежащих на земле? Это именно так и было - «и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел», да! Для справки: Бородинское сражение стало тогда САМЫМ кровопролитным в истории из — уточняем — ОДНОДНЕВНЫХ сражений.

Остаётся лишь гадать, что испытывала вдова погибшего, которая не смогла похоронить мужа, но вынуждена была отправить его гравюру художнику, чтобы тот смог написать портрет. Кстати, потом его супруга ушла в монастырь, а точнее — основала его в Подмосковье, и до конца жизни молилась за души тех, кто погиб при Бородино.

А вот другой случай — не менее интересен, хотя и в обратном совершенно роде.

Генерал Потапов благополучно выжил при Бородино, более того — он был жив и во время написания портретов, и в Галерее даже предусмотрено место под его образ: висит рама, подписанная его фамилией, но она — пустая, затянута синим сукном. Почему же не был написан его портрет?

Оказалось, что генерал получил тяжёлое ранение саблей в лицо, был обезображен и не захотел в таком виде оставаться в памяти потомков. Интересно, что при этом император всё равно предусмотрел место в галерее для его портрета, повесили раму, подписали, хотя с самого начала знали точно, что портрета там не будет никогда. Вот такой способ и героического человека почтить, и при этом уважить его желание, деликатность проявить.

Портреты героев войны, с подписями, в память об их победе — это и был первый Бессмертный полк в России. Разве не так это выглядит и сегодня?

Галерея находится перед входом в Большой тронный зал, в самом сердце империи — в Зимнем дворце, главной резиденции наших правителей. Именно в этой галерее, ожидая высочайшей аудиенции, должны были находиться иностранные послы, министры, герцоги и генералы — очень назидательное ожидание, не правда ли? Ждать приёма главой государства, глядя на людей, которые разгромили самую мощную армию в истории человечества — на тот момент времени. Наши императоры хорошо разбирались в психологии и эффект предвидели полностью. Лирическая прогулка иностранцев среди этих портретов избавляла от многих глупых мыслей наших гостей, которых нынче называют «коллегами и партнёрами». На эту тему ведь гениально высказался Пушкин:

«Есть место им в полях России среди не чуждых им гробов».

В 1837 году большой пожар в Зимнем дворце уничтожил полностью убранство главных залов Зимнего дворца, в том числе — и Военной галереи 1812 года. Но ни один портрет не пострадал — потому что их выносили первыми, раньше драгоценностей. Это многое говорит, не правда ли, о том, что в империи полагали главной ценностью. Нам сегодня не худо бы поучиться, как надо защищать свою память!

Как думаете, что было бы, повесь какой-нибудь шутник портрет Наполеона в том помещении? О, вы быстро и хорошо себе это представили. Увы, нам это приходится представлять, а вот в те века никому и в голову не пришла бы такая чудовищная мысль! Жаль, что некоторым она приходит сегодня…

Кстати, про сегодня: 9 мая по всем известным причинам проводили Бессмертный полк онлайн — помните? Списки участников Великой Отечественной, которые транслировали на больших экранах по всей стране, в крупных городах. Так вот, нечто очень близкое тоже было — впрочем, почему было? Оно и есть!

В Храме Христа Спасителя, который и построен был, как мы знаем, в честь победы над Наполеоном — на стенах, внутри — огромные плиты белого мрамора, на которых — списки. Длинные списки. Все основные сражения Отечественной войны 1812 года, и под каждым сражением — фамилии погибших, раненных, командовавших и особо отличившихся. И там не 332 портрета, а десятки тысяч имён! Огромный храм Христа Спасителя изнутри весь отделан этими плитами.

В главном храме ВС России, который недавно открыли в подмосковном парке Патриот, на том месте, где находился штаб, командовавший обороной Москвы — вот там есть мемориал Дорога памяти, где эта идея воплощена полностью, без изъятия — 33 миллиона человек на интерактивном экране, каждый может найти там своего родственника.

Конечно, в те времена, 200 лет назад, не было речи о том, чтобы увековечить память каждого солдата — перечислены только офицеры, а в Военной галерее и вовсе — лишь генералы размещены. Кстати, при одном только Бородино погибло с обеих сторон более 20 генералов! И почти 100 было ранено… Это к вопросу, что они отнюдь не с удобного пригорочка командовали, не с безопасного удаления…

И чтобы подвести черту под рассуждениями, что якобы неуместно рядом с храмом ставить какие-то военные мемориалы, и уж тем более — размещать военные трофеи, то вот исторический факт.

В кафедральном соборе Санкт-Петербурга, а тогда это был Казанский собор, Исакий ещё не построили, после окончания похода русской армии и парада Победы в Париже (да-да, есть у нас такая традиция, как известно — завершать войну парадом Победы в столице агрессора), так вот после этого в самом Казанском соборе были выставлены трофейные знамёна воинских подразделений и соединений, захваченные в боях, а так же ключи от взятых городов и крепостей. Повторяю — в самом соборе, непосредственно! Это сегодня мы деликатны, совестливы и рукопожатны, строим мемориал возле храма, возведённого в честь победы, а тогда в самом соборе размещали — и как-то ни у кого вопроса не возникало, правильно ли это — все полагали, что ещё как правильно. Кстати о мемориалах: а возле Казанского собора не кем-то, а самим архитектором Стасовым были поставлены памятники двум главным полководцам О. Войны 1812 года — Кутузову и Барклаю де Толли. И до сих пор стоят вообще-то, ни у кого это вопросов не вызывает! А сам Кутузов так ещё и похоронен в Казанском соборе! Вот прям непосредственно в храме — его могила!

Удивительным образом, всех этих фактов, как правило, вообще не знают те умники, которые любят нам читать лекции о том, что Путин типа придумал Бессмертный полк для чего-то там, и чтобы себе какая-то выгода…

Россия — это страна с тысячелетней историей, а если поглубже приглядеться, то Россия — это мы, народ с тысячелетней историей! И это мы из века в век воспроизводим одни и те же свои культурные коды, продолжаем традиции, которые для нас естественны! И 200 лет назад, и в наши дни — мы делаем очень похожие вещи, а почему?

Потому что сказано — Отечественная война! Не какие-то там дальние походы, а война за Отечество, которая коснулась каждого, и память о тех, кто защитил Родину от врага — её люди чтят. Отражать общего врага, который пришёл на твою землю — это то, что объединяет все народы в нашей стране.

Есть же одна удивительная картина в Военной галерее — откуда, казалось бы, на войне двух европейских армий взялись… кочевники? С луками! В те-то годы, когда пушки и ружья решали всё?

А это он! Про которого писал Пушкин: «И друг степей калмык». Они уже входили в состав Российской империи, но обычно не участвовали в наших походах, но тогда, в 1812 году, сами прискакали помогать бить агрессора! И помощь была удивительная и совсем нешуточная: французы были в полном шоке! Мало им было наших партизан, к чему они совершенно не привыкли, так тут ещё и налёты кочевников!

Они же — эуропэйцы, им как надо? Выбрали поле, подкатили пушки, построили войска — и давай воевать по расписанию и всем сложным стратегиям…

А вот фиг вам: посередь мирных перекуров, когда французы в своём лагере, налетают такие вот ребята на конях, с луками и саблями, быстро крошат часовых, короче — совершают свой классический набег, и испаряются! И что с этим делать — фиг его знает! Наполеоновские генералы были в полном культурном шоке, они к тому времени уже вообще много раз пожалели, что вторглись в Россию, потому что даже представить не могли, что их тут ждёт!

А это потом в песне очень хорошо было сказано: «Идёт война народная, священная война»

Просто у нас традиционно есть такая группка людей, страшно далеки они от народа, как сказал классик, и вообще, как другой классик добавил в наше время, они в стае не летают. Но зато любят порассуждать о традициях наших, о православии, о том, что гоже и не гоже… При этом ни традиций не зная, ни народ, ни страну не любя.

А между тем, вопреки их басням, Бессмертный полк — это продолжение нашей исторической традиции, причём — многовековой!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх