На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Западные санкции в отношении Белоруссии — смех да и только!

Взаимоотношения Белоруссии и стран Запада продолжают развиваться по уже давно отработанной схеме. Периоды потепления сменяются сокращением двусторонних контактов и введением различных санкций. При этом в Минске неоднократно подчеркивали, что привыкли жить в подобной парадигме, а сама по себе санкционная политика является абсолютно бессмысленной.

Как известно, после прошедших в Белоруссии президентских выборов, на которых победил находящийся у власти с 1994 года Александр Лукашенко, страны Запада не только не признали их итогов, но и полностью встали на строну белорусской оппозиции. Более того, ЕС и США обвинили белорусские власти в антидемократичности в связи с жестким подавлением начавшихся в августе массовых протестов. За прошедшие два мясца административному и уголовному преследованию в стране подверглось более 10 тыс. человек, что является беспрецедентным показателем в истории современной Белоруссии. Кроме того, в ходе первых дней протестов, когда для разгона силовики применяли спецсредства, пострадали сотни человек, а четверо погибли. Все это, а также заявленная оппозицией фальсификация итогов голосования, привело к тому, что страны Запада в очередной раз приняли решение применить к белорусским властям политику санкционного давления. Однако, как считают аналитики, это не только не принесет значимых результатов с точки зрения изменения внутриполитической ситуации в Белоруссии, но и сократит возможности для диалога Минска с Брюсселем и Вашингтоном. Об этом свидетельствует вся история санкционного давления на республику со стороны Запада. Еще никогда политические санкции в отношении белорусских властей не приносили значительного эффекта.

Для того чтобы понять бессмысленность происходящего сегодня, достаточно взглянуть на историю последних десятилетий. За период своей независимости Белоруссия неоднократно подвергалась различного рода санкциям, которые носили как политический, так и экономический характер.

Соединенные Штаты Америки, которые еще в начале 1990-х годов всерьез рассчитывали включить Белоруссию в сферу своего влияния, буквально через несколько лет после прихода к власти Лукашенко пересмотрели свое отношение к белорусской реальности. Однако на протяжении еще долгого периода времени, фактически финансируя местную оппозицию через различные фонды поддержки, Вашингтон не вел речи ни о каких санкциях. Лишь после того, как стало окончательно понятно, что режим Лукашенко получает серьезную поддержку со стороны России, а экономическая модель республики, основанная на нефтегазовом сотрудничестве с Москвой, остается жизнеспособной, в США пришли к пониманию необходимости пересмотра своей тактики в отношении Белоруссии.

Белый дом решил пойти на эскалацию напряжённости только в 2004 году, когда был принят так называемый «Акт о демократии в Белоруссии», который только сегодня в Вашингтоне предлагают серьезным образом изменить. Согласно нему вводился запрет правительственным и иным, связанным с ними организациям, а также американским представителям в международных финансовых структурах на сотрудничество с Белоруссией, в том числе, и на предоставление республике ссуд и инвестиций. При этом упор в документе делался на расширение финансирования гражданского общества, негосударственных СМИ и прочих структур, которые являлись противниками политического режима Лукашенко. Однако даже тогда Вашингтон не решился вводить санкции в отношении руководства Белоруссии в надежде на то, что новой поддержки оппозиции хватит для смены власти во время предстоявших в 2006 году президентских выборов.

Именно 2006 год стал переломный в процессе отношения стран Запада к Александру Лукашенко и его политическому режиму. После жесткого, как тогда казалось, разгона протестующих против итогов президентских выборов, на которых снова победил несменяемый белорусский лидер, США заявили о начале санкционного давления на официальный Минск. Тогда были введены персональные санкции в отношении ряда высокопоставленных белорусских чиновников, в том числе и самого Лукашенко. Им запрещался въезд на территорию США, а их активы замораживались. Данные санкции сохраняются и сегодня, так как Вашингтон по-прежнему считает деятельность данных лиц угрозой своей национальной безопасности. Даже не смотря на серьезное потепление отношений между странами к середине текущего года, ограничения были в очередной раз продлены 11 июня 2020 года Дональдом Трампом. В документе, как и ранее, отмечалось, что «действия и политика определенных представителей белорусского правительства и других лиц продолжают представлять необычайную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и внешней политике США».

Однако все эти политические санкции со стороны Соединенных Штатов мало волновали белорусские власти тогда, и практически не интересуют сегодня. Особенно учитывая тот факт, что Белый дом все еще не потерял надежду на возобновление диалога с Минском. Об этом, в том числе свидетельствует и тот список из 8 белорусских чиновников, к которым только после решения ЕС, Вашингтон решил применить персональные санкции. В него вошли люди, большинство из которых практически никак не влияют на внутри- и тем более внешнеполитический курс страны, а являются простыми исполнителями. Пожалуй, единственным значимым лицом в списке является глава МВД Белоруссии Юрий Караева. Остальные: заместитель командующего внутренними войсками полковник Хазалбек Атабеков, командир столичного ОМОНа Дмитрий Балаба, заместители Караева генерал-майор милиции Александр Барсуков и генерал-майор Юрий Назаренко, секретарь белорусского ЦИК Елена Дмухайло, а также заместитель председателя ЦИК Вадим Ипатов и начальник ГУВД Мингорисполкома Иван Кубраков — не играют определяющей роли в политической жизни республики. Хотя они, конечно, так или иначе причастны к происходящему в Белоруссии после 9 августа. Однако роль данных чиновников в определении внутриполитической повестки дня крайне невелика, а разговор о возможной заморозке их счетов в американских или иных банках и вовсе выглядит неуместным. Поэтому само по себе введение США новых санкций в отношении Белоруссии выглядят лишь как моральная поддержка белорусской оппозиции и проявление солидарности с ЕС.

В свою очередь Европейский союз, который сегодня вновь заявил о необходимости давления на Лукашенко, так же неоднократно вводил различные санкции в отношении Белоруссии. При этом, в отличие от США, серьезного экономического давления Брюссель всегда стремился избегать. Можно напомнить, что еще в 2007—2008 годах годах Белый дом ввел санкции в отношении концерна «Белнефтехим» и его американского подразделения, а также против ОАО «Белшина», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Гродно Химволокно», ОАО «Лакокраска», ОАО «Нафтан», ОАО «Полоцк-Стекловолокно» и «Белорусский нефтяной торговый домом». То есть против организаций, которые напрямую влияют на пополнение белорусского бюджета. Согласно имеющимся данным, тогда эти ограничения привели к потерям республики в сумме около $ 200 млн.

В отличие от США экономические санкции Евросоюза в большей степени были призваны надавить на приближенных Александра Лукашенко и самого белорусского лидера. В частности, в список белорусских предприятий, в отношении которых были введены европейские ограничения еще в 2006 году, вошли «Белтехэкспорт», «Белтех Холдинг», «Спецприборсервис», футбольный клуб «Динамо», группа компании «Трайпл», «Простор-Трейд», «КварцМелПром», «Березовский комбинат силикатных изделий», комплекс «Логойск» и прочие. Все они, так или иначе, были связаны с ближайшим окружением Лукашенко и считались его «кошельком». Однако сами по себе санкции никак не нарушили их работу, так как основный рынок сбыта у данных компаний не был связан с ЕС. Вводить же ограничения в отношении нефтехимического комплекса Белоруссии, продукция которого востребована в Европе, в Брюсселе не решились ни тогда, ни сейчас.

При этом, с точки зрения экономических потерь, Белоруссия страдает больше не из-за политически мотивированных санкций, а мер ЕС, закрывающих европейский рынок для иностранных производителей, сокращения возможностей привлечения инвестиций и кредитов, а также невозможности пользоваться различными преференциями и льготами. Последнее прекрасно демонстрирует ситуация во взаимоотношении Белоруссии и Международной организации труда (МОТ). Из-за игнорирования требований по демократизации трудового законодательства и расширения полномочий свободных профсоюзов республика в 2007 году была исключена из Обобщенной системы преференций (ОСП), которая дает возможность странам, не входящим в ЕС, вести с ним торговлю со сниженными на 10% таможенными пошлинами. Белоруссия стала второй после Мьянмы страной, в отношении которых была введена такая процедура (в настоящее время с Мьянмы такие санкции уже сняты). По разным подсчетам, это приносит Минску потери в сумме от $ 30 до $ 300 млн ежегодно.

Таким образом, в ЕС изначально делали упор не на экономические, а на политические санкции. В частности, белорусских чиновников не пускали в Европу, резко ограничив их контакты с европейскими коллегами, а саму республику так и не допустили ни в одну значимую политическую организацию Европы, кроме ОБСЕ. Начиная с 2006 года в Евросоюзе последовательно отклоняли все заявки официального Минска на членство в различных структурах Европы, попутно вводя персональные санкции против белорусских чиновников. Как и сегодня, в тот год ЕС не признали итогов президентских выборов и ввел ограничения в отношении Александра Лукашенко, его сыновей Виктора и Дмитрия, а также ряда высших госчиновников. Среди них оказались глава ЦИК Лидия Ермошина, тогдашние министр информации Лилия Ананич и председатель КГБ Валерий Вакульчик. Им запрещался въезд в ЕС, а их активы в Европе должны были быть заморожены.

В дальнейшем санкционные списки то расширялись за счет совершенно экзотических личностей, о которых в стране никто кроме белорусских чиновников и оппозиции не знал, то сокращались. В конечном счете, лишь после того, как Минск взял курс на нормализацию отношений с Западом и провел без излишней жестокости президентские выборы 2015 года, ЕС заморозил практически все антибелорусские санкции. В силе осталось лишь введенное в 2011 году эмбарго на поставку оружия, которое, как показали события нынешнего года, спокойно все эти годы обходилось. Доказательством этому стала информация о том, что во время разгона акций протеста 9—12 августа силовики применяли против митингующие светошумовые гранаты чешского производства. Политические санкции до последних дней оставались только в отношении четырёх человек, которых в Европе считают причастными к исчезновениям в 1999—2000 годах белорусских политиков и журналиста Дмитрия Завадского: бывшие министры внутренних дел Владимир Наумов и Юрий Сиваков, бывший командир бригады спецназа внутренних войск МВД Дмитрий Павличенко и экс-генеральный прокурор Виктор Шейман.

Санкционный список, который ЕС принял в октябре 2020 года и вовсе вызывает у наблюдателей двоякие чувства. С одной стороны, в нем нет главного фигуранта событий Александра Лукашенко, с которым в Брюсселе по-прежнему готовы вести переговоры. С другой — в документе присутствуют люди, которые попали в него, по всей видимости, только по предложению белорусской оппозиции, стремящейся наказать как можно большее число людей, связанных с властью. Среди четырех десятков лиц наиболее крупными фигурами являются все тот же Юрий Караев, секретарь Совета безопасности Валерий Вакульчик, бывший генеральный прокурор Александр Конюк и все члены ЦИК во главе с ее председателем Лидией Ермошиной, командующий внутренними войсками Юрий Назаренко и командир СОБРа Александр Быков. Все остальные, в большей степени представляющие силовой блок, являются лишь простыми исполнителями приказов сверху. Более того, их роль во внешнеполитической повестке дня практически равна нулю. Если завтра между Минском и Брюсселем вновь возобновится диалог, европейские чиновники вряд ли вспомнят о различных заместителях министров, начальниках районных отделов милиции и работников СИЗО и изоляторов временного содержания (ИВС). Эти фигуры никак не будут мешать расширению двусторонних контактов. Поэтому сам по себе нынешней санкционный список ЕС, как и в случае с американским, представляет собой лишь попытку продемонстрировать общественности приверженность Брюсселя своим заявлениям о защите демократии и прав человека, а также морально поддержать белорусскую оппозицию. Ничем иным нынешние санкции Евросоюза, а с ним и США, не являются и, по сути, не могут напугать официальный Минск.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

Загрузка...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх