На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Как Белоруссия не пошла по пути Украины

…10 июля 1994 года в Республике Беларусь состоялись президентские выборы, на которых кандидат в президенты Александр Лукашенко набрал 80,34% голосов.

Сегодня сложно переоценить значение этого события, внезапно завершившего трагическое скатывание страны в национализм. В 91-94 гг. мы с грустью наблюдали за тем, как депутаты бывшего Верховного совета БССР лишают русский язык статуса государственного, отрекаются от своих бывших идеалов и даже выступают за полный разрыв отношений с Россией. Особенно последовательно в этом отношении позиционировала себя фракция БНФ, которую возглавлял Зенон Позняк.

Самое любопытное: прилюдно отрекаясь от СССР, эти депутаты официально его представляли, так как были избраны в советское время. Более того, выступая перед избирателями, они говорили совсем не то, что позже в Верховном совете. Таким образом, люди, которые их поддержали, были обмануты в своих ожиданиях.

В стране внезапно появились националистические праздники вроде «Дзедов» или «Чернобыльского шляха», на которых звучали националистические речи и собиралась соответствующая публика. Поощряемая властями, она начала считать себя элитой нового государства.

Не приходится сомневаться, что складывающееся положение вещей в геополитическом смысле вело нас по пути Украины.

Уже в настоящее время националистические блогеры вроде Эдуарда Пальчиса пытаются представить националистический реванш, имевший место в 90-е, как якобы всенародно одобряемый государственный курс. При этом акценты делаются на том, что белорусы не протестовали против радикальных изменений внутри государства, а иногда и поддерживали их.

Разумеется, подобная постановка вопроса – лукавство и ложь. В начале 90-х народ был изрядно ошарашен развалом великого государства и не имел опыта противостояния национализму в новых условиях предательства коммунистической элиты, которая буквально на глазах перекрашивалась в националистские цвета. Достаточно вспомнить Василия Быкова, который долгие годы писал патриотические произведения, где подчёркивалось интернациональное братство, а в 90-е гг. вступил в русофобскую партию БНФ.

Помня свои юные впечатления от происходящего, я не видел из этого положения выхода. Мне казалось, что национализм остановить уже не получится, что в ближайшие годы он будет только набирать обороты. Однако вместе с тем я ощущал, как чужды большинству людей националистические идеалы, насколько искусственно они навязываются обществу. Чувствовался какой-то глубокий внутренний протест, готовый вырваться наружу.

Как оказалось, моя интуиция меня не подвела. Начались внезапные перемены, которые привели к падению национализма.

Советская Белоруссия" за 1994 год

Особенно сильно новые веяния начали ощущаться в 1994 году, когда были объявлены президентские выборы. Сразу два кандидата в президенты – Лукашенко и Кебич внезапно заговорили об интеграции с Россией. Особенно удивительно подобные речи звучали из уст Кебича, который принял непосредственное участие в развале Союза.

Политики ощущали народный запрос на отказ от националистического курса. Вместе с тем им предстояло столкнуться с ожесточенным сопротивлением русофобского лагеря.

У белорусов просто не выработался иммунитет к национализму, они привыкли в массе своей быть конформистами, за которых партия решает абсолютно все. Кроме того, в учебных заведениях навязывалась точка зрения, что белорусы – это ни в коем случае не русские, а восстания Костюшко или Калиновского были национально-освободительными.

Один из главных положений программы Лукашенко, опубликованной «Народной газетой» 14 июня: «Восстановление на равноправной и взаимовыгодной основе бездарно уничтоженных связей с государствами, ранее входившими в состав СССР, прежде всего с Россией и Украиной».

Что это означало на деле?

Фактически Лукашенко первым из политиков постсоветских государств призвал к реанимации союзной повестки. Безусловно, упор делался прежде всего на экономическую составляющую, но иначе было нельзя. Развал Союза жители Белоруссии прежде всего ощутили на экономическом уровне, политические вопросы их пока волновали мало.

Кроме того, кандидат в президенты не скрывал, что намерен вернуть русскому языку статус государственного языка. Сделать это он предполагал через референдум.

Лукашенко был единственным депутатом, который голосовал против Беловежских соглашений. Это также ставилось ему в заслугу сторонниками интеграции.

В мае 1994 года он выступил в российской Государственной думе, где предложил восстановить СССР. Лукашенко предлагал парламентам России, Беларуси и Украины создать депутатские группы «для проведения переговоров о выработке механизма объединения братских республик».

Главный противник Лукашенко, Вячеслав Кебич, пытался играть на том же поле, однако его репутация была безнадёжно подпорчена участием в управлении страной в начале 90-х. Да и интегрироваться он предлагал весьма и весьма осторожно.

Что касается националистических кандидатов, то они были представлены, прежде всего, Шушкевичем и Позняком. Эти люди не скрывали презрения к «выскочке из народа» и рассчитывали быстро от него избавиться.

Вместе с тем националисты не учли, что народ тесно увязал их с кризисом 90-х и поэтому невзлюбил. Многие в те годы полагали, что экономический крах случился из-за разрыва прежних связей и рассчитывали поправить положение, восстановив их.

Таким образом, уже к началу президентской кампании стало ясно, что вперёд вырвутся те кандидаты, которые будут предлагать союзную повестку.

Выступление Лукашенко в Верховном совете

Так оно на самом деле и произошло. Националисты с треском проиграли уже первый этап выборов, получив в совокупности чуть больше 20 % голосов (12,82 % Позняк и 9,91 % – Шушкевич). И это, замечу, при активной обработке сознания населения в течение четырёх лет.

Кебичу за счет административного ресурса удалось прорваться во второй тур, но очень сильно ощущалось, что его усилия лишь оттягивают неизбежное – победу Лукашенко. Во втором туре он набрал более 80 % голосов.

Сегодня националисты любят говорить об упущенных возможностях, о неблагодарном народе, не принявшем их так называемую стратегию национального возрождения. Между тем правда лежит на поверхности – они пытались переделать народ вопреки его воле. Построить русофобское государство не получилось, народ сделал выбор в пользу интеграции.

Можно много говорить о том, что получилось или оказалось иллюзорным. Но факт остается фактом – в 1994 году мы не пошли по пути Украины. Страшно подумать, что могло бы случиться с нашим народом, если бы его профессионально начали обрабатывать русофобской пропагандой. К счастью, националисты на 1994 год ещё недостаточно оперились, чтобы быть грозной силой. Их погубили самоуверенность и лёгкость победы в 1991 году.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх