На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Чтобы обрести энергетическую независимость от «Газпрома», ЕС придется нарастить импорт продукции «Газпрома»

Европа бьется в истерике: российский газ уходит в Китай

В Евросоюзе разрабатывают секретный план «газовой войны» с Россией. Об этом сообщил обозреватель британской Times Бруно Уотерфилд.

По его словам, авторы инициативы предлагают создать стратегические запасы голубого топлива, чтобы защитить Европу от колебаний на международных энергетических рынках. Парадокс в том, что до недавнего времени эти стратегические резервы у Европы имелись — потребители российского газа всегда могли рассчитывать на поставки дополнительных объемов. Теперь — не так. «Газпром» заполняет собственные газохранилища и увеличивает поставки по «Силе Сибири» в Китай. Российского газа для Европы не остается.

«Министры энергетики Европы обсудили амбициозный план по закупке стратегических запасов газа единым блоком в попытке противостоять усилиям России по сокращению поставок и повышению цен, — пишет Бруно Уотерфилд. — Сегодняшнее заседание Европейского союза должно быть посвящено изменению климата, но оно было омрачено нехваткой газа и последующими скачками цен, которые угрожают энергетическим кризисом этой зимой. Ключевым фактором кризиса является сокращение объемов экспорта природного газа из России в Северную Европу после сокращения мощностей хранилищ из-за долгой зимы прошлого года».

Обозреватель Times либо не владеет информацией, либо целенаправленно вводит своих читателей в заблуждение.

Никакого сокращения поставок трубопроводного газа из России в Европу не происходит.

Напротив, «Газпром» четко выполняет свои контрактные обязательства и увеличивает объемы экспорта.

За восемь с половиной месяцев этого года российская монополия отправила в страны дальнего зарубежья 138,6 миллиарда кубометров газа — немного меньше, чем в рекордном 2018 году (141,3 миллиарда кубометров). Поставки в Турцию выросли на 157,7%, в Германию — на 35,8%, в Румынию — на 347,6%, в Болгарию — на 52,3%.

Впрочем, Европе этого всего равно не хватает: запасы газа в ее ПХГ находятся на самом низком уровне за многие годы.

Чтобы исправить ситуацию, Испания предлагает создать топливный «общак» — приобрести стратегические запасы газа, которые будут защищать Европу от нестабильности на мировых энергетических рынках. Тогда Россия больше не сможет шантажировать своих западных партнеров.

Парадокс в том, что эти стратегические резервы до недавнего времени у Европы имелись, хотя и не в натуральном виде.

Потребители российского газа всегда имели возможность заказать дополнительные объемы. Сам «Газпром» заявлял о готовности снабжать европейцев топливом сверх своих контрактных обязательств.

«Многие годы компания подчеркивала наличие чрезмерных добычных мощностей в качестве бонуса для развития газового сотрудничества между Россией и Евросоюзом. Но эти избыточные мощности образовались много лет назад из-за переинвестирования на фоне излишне оптимистичной оценки будущего спроса и с годами, вероятно, оказались потрачены», — предполагает российский энергоэксперт Александр Собко.

Описанная Уотерфилдом концепция «газовой войны» с Россией основана на устаревших стереотипах.

На Западе по-прежнему воспринимают Россию как бездонный колодец, из которого можно черпать неограниченные объемы углеводородов (не забывая периодически в этот колодец плевать).

Кто помог Европе справиться с беспрецедентными морозами в январе-феврале этого года, когда ее подземные хранилища оказались полупустыми? «Газпром». Кто должен восполнить дефицит газа в Европе перед началом нового отопительного сезона? «Газпром».

Но дело не в том, что российская монополия по каким-то причинам сдерживает экспорт.

Возможно, у нее просто нет излишков газа для удовлетворения резко возросших потребностей Европы.

Производственная активность «Газпрома» привязана к плановым показателям реализации его продукции в России и за рубежом. Проще говоря, компания должна рассчитывать, сколько газа она сможет продать. Какой смысл добиваться рекордных объемов добычи, если для этих объемов нет рынков сбыта?

На какие цифры в этом году ориентировался «Газпром», можно только гадать. Но вряд ли он предполагал, что в Европе возникнет такой острый дефицит газа.

По предварительным данным, за восемь с половиной месяцев этого года компания нарастила добычу на 17,8% (или на 53,9 миллиарда кубометров). Примерно на столько же в процентном выражении увеличился экспорт в страны дальнего зарубежья (17,4%). Растут поставки газа по «Силе Сибири» в Китай — они регулярно превышают суточные контрактные обязательства «Газпрома».

Наконец, потребление на внутреннем российском рынке тоже растет. Во многих регионах отопление включили на неделю раньше, чем в прошлом году. России самой нужно готовиться к зиме, которая, по прогнозам синоптиков, обещает быть очень суровой. «Газпром» и не скрывал, что в этом году планирует закачать в отечественные ПХГ рекордные объемы топлива.

По прогнозам экспертов, этот процесс затянется до конца октября, и только тогда Россия сможет поставлять больше газа в Европу.

«Газпром сосредоточен на внутреннем рынке, при этом он стремится избежать дестабилизации российских поставок, несмотря на перспективу рекордной прибыли за рубежом. У «Газпрома» не так много дополнительных свободных мощностей, чтобы сразу увеличить добычу», — отмечает аналитик компании Wood & Co. Ильдар Давлетшин.

Раздосадованная Европа тем временем придумала теорию заговора, согласно которой Москва использует энергетический шантаж ради скорого запуска «Северного потока — 2». Конечно, это утверждение не лишено логики. Но открытым остается вопрос, какие объемы газа Россия в принципе готова предложить своим западным партнерам.

В том, что российский «виртуальный резерв» оказался ограничен, Европа может винить саму себя.

Это прямой результат борьбы за «энергонезависимость», которую она активно ведет последние 10–15 лет. ЕС форсированно развивал сектор возобновляемых источников энергии (ВИЭ) как альтернативу традиционной генерации и обзаводился мощными СПГ-терминалами. В итоге ветряки и солнечные батареи не прошли испытание сильными морозами, а поставщики сжиженного природного газа в самый ответственный момент ринулись в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) — туда, где цены на энергоресурсы еще выше.

Юридическая война с «Газпромом» ведется как минимум с момента имплементации в европейское законодательство Третьего энергопакета в 2009 году. Апогеем искусственных ограничений против российского топлива стало принятие обновленной Газовой директивы ЕС, которая должна ограничить пропускную способность «Северного потока — 2».

Эти и другие действия подталкивали РФ к осознанию того, что планы по наращиванию экспорта газа в западном направлении нереалистичны.

Поддерживать избыточные добычные мощности нерационально, овчинка не стоит выделки. Но теперь борцы за «энергетическую независимость» от России возмущаются, что «Газпром» не увеличивает свою долю на европейском рынке газа. Увеличивает — плохо, не увеличивает — тоже плохо.

В приступе бессилия у ЕС рождаются планы создания физического резерва газа. К прохождению этого отопительного сезона они не имеют никакого отношения — речь идет о стратегическом решении. Логичный вопрос: из каких источников Европа собирается наполнять резервные ПХГ? Не придется ли для этого импортировать тот же российский газ?

Чтобы преодолеть энергетическую зависимость от «Газпрома», придется нарастить импорт продукции «Газпрома». Как говорится, нарочно не придумаешь.+

Самого простого решения Европа то ли не видит, то ли не хочет видеть: нужно просто не политизировать сферу энергетики, не вставлять палки в колеса самому надежному поставщику газа, не ограничивать его конкурентные преимущества. Это тот самый случай, когда невидимая рука рынка сама все отрегулирует.

Алексей Ильяшевич


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх