На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Крутое пике ядерных сил США

Почти две недели назад были обнародованы планы США по созданию новой ядерной боеголовки для БРПЛ Trident II D-5 и новой ядерной крылатой ракеты. Конечно же, ВПК Единственной Сверхдержавы без особого труда выполнит задачу и в срок поставит боеголовки. Но всё ли так безоблачно?
Почти никем не замеченным прошел доклад минэнергетики США,  в котором английским по белому написано: большая часть инфраструктуры "времён Эйзенхауэра", установка по переработке урана (наверное, имеется в виду центрифужное или иное обогащение) должна заработать к 2025 году, и аж к 2030 году обещается достижение возможности производить 50-80 боезарядов в год. То есть — для новых боеголовок придётся расковыривать "старые", те, что сейчас стоят в ракетах.
Как же так? Что за небывальщина, спросите вы. Да там ведь ух, да там ведь ах! А чтобы разобраться, почему приключилася такая зрада, нужно вернуться в 1993 год, когда было подписано приснопамятное соглашение ВОУ-НОУ между Россией и США. Если очень кратко и просто, Россия в течение 20 лет обязывалась "разбавлять" высокообогащенный уран (ВОУ) в низкообогащенный уран (НОУ) и отправлять его в качестве топлива для АЭС в США.
"Россия потеряла триллионы долларов!", "Отдаем врагу 90% запасов оружейного урана!" — стенала патриотическая общественность. Как говорится, всё так, да не так. Не будем тратить время на разбор астрономических и совершенно неправдоподобных триллионов, считать, сколько осталось у России оружейного урана, лучше обратимся к нескольким фактам. 
Американцам НОУ "со стороны" понадобился по одной простой причине: количество собственных ЕРР (мощностей по обогащению расщепляющихся материалов), находившееся в распоряжении США до 1991 года (а это единственный газодиффузионный завод в Падуке) составляло всего лишь 8,5 млн. ЕРР. А потребность всех построенных к 1979 году в США ядерных реакторов (после 1979 года в США реакторы не строились) составляла, согласно оценке от 11 до 12 млн. ЕРР в год.
Завод работал и на ВПК, т.е., можно сказать, вся ядерная отрасль США держалась на одном заводе. Начинаете осознавать глубину глубин? И разницу США начали покрывать за счет разбодяживания оружейного урана и плутония для использования его в топливе для АЭС.
Уже в 1979 году США сообразили, что такими темпами они вовсе останутся без ядерного оружия. И были вынуждены прекратить строительство АЭС (ну, то бишь, и технологии в АЭС у них застыли практически на уровне 70-х). 
Нелишним будет добавить, что США ещё в 1992 году остановили последний реактор-наработчик плутония. Почему? Так ведь русские продадут по дешевке. Рыночек порешал, ага. В России же последний такой реактор (в Железногорске) был остановлен только в апреле 2010 года. Да и то только потому, что у России на подходе мощный коммерческий реактор-бридер, который получает большое количество плутония практически на халяву, попутно с выработкой энергии. 
Но и это не всё. Россия жалуется США, что якобы не хватает урана для разбавления оружейной компоненты. Для того, чтобы обеспечить хоть какое-то выполнение программы (а за первые 6 лет действия договора было отгружено всего 50 тонн ВОУ), в 1999 году Правительство США убеждает крупнейших западных производителей природного урана — Cameco (Канада), Cogema (теперь Areva, Франция), и Nukem (Германия) продать России по специальной цене 118 000 тонн природного урана. Это сырьё на 17 лет полной загрузки центрифуг.
В 1998 году Правительство США провело свою программу «ВОУ-НОУ» (HEU-LEU), передав в гражданский сектор 174 тонны оружейного урана (треть объёма от российской двадцатилетней программы). В 2005 году было заявлено о передаче еще 40 тонн «некондиционного» высокообогащённого урана. В 2008 - еще 50,5 тонн. Итого, за период 1993-2013 годов США использовали для своих АЭС, вдобавок к российским 500 тоннам виртуального ВОУ, ещё 201,2 тонны своего реального высокообогащённого урана. 
Напомню — передавался оружейный уран. Новый у себя сделать не на чем, тот самый завод в Падуке закрыт еще в 2014 году, а новая установка должна заработать в 2025. Своего оружейного урана и плутония осталось порядка 300 тонн, не считая некоторого количества в совсем старых боеголовках. На сколько кругов к тому времени американцев обгонят лапотные русские, внедрившие 10-е поколение центрифуг, можно только гадать.
Ну а что же, кстати, Россия? Обратимся к взгляду с ТОЙ стороны. В 2004 году физик-ядерщик МФТИ Олег Бухарин, сидючи в Принстоне, выдал на-горА обзорную статью:
Understanding Russia’s Uranium Enrichment Complex – “Понимание российского комплекса обогащения урана”. Раскладывал все по полочкам: на каком заводе оксид урана превращают в фторид, где сколько центрифуг стоит, как и когда проходила смена поколений. 
Теперь - прямые цитаты:
“Положение стало изменяться в середине 90-х годов, когда комплекс обогащения стал получать уникальные возможности, связанные с выполнением Контракта ВОУ-НОУ. В 2000 году 42% мощностей обогатительного комплекса России были задействованы на выполнении условий Контракта.”
Бухарин совершенно четко показывает результат того, что Россия смогла сохранить свой обогатительный комплекс:
“За счет получения финансовых средств по Контракту ВОУ-НОУ Россия не только сохранила свой комплекс, но и смогла провести НИОКР технологии получения НОУ, тем самым уменьшив нагрузку заводов, освободив часть центрифуг для наращивания экспортных поставок. Новые контракты были подписаны с АЭС Западной Европы, Южной Африки, Южной Кореи и других стран. Уровень экспорта ЕРР помимо Контракта ВОУ-НОУ, возрос с 1,3 млн ЕРР в начале 90-х до 3,5 млн ЕРР в 2002 году”.
Получается, что за счет ВОУ-НОУ Россия не только сохранила обогатительный комплекс, но еще и в три раза нарастила экспорт топливного урана.
Бухарин высчитывает прибыль, полученную Россией от обогатительного комплекса в 2000 году: 653 млн долларов, из которых 280 – за счет исполнения (при этом Бухарин считал, что 280 млн – это за вычетом 20% в виде налогов в бюджет РФ) ВОУ-НОУ, что составляет почти 43%. 
Еще цитата:  “Ничего удивительного, что Россия зарабатывает такие деньги: себестоимость обогащения на ее центрифугах 5-го, 6-го и 7-го поколения, задействованных в настоящее время, не превышает 20 долларов за 1 ЕРР”. Себестоимость 1 ЕРР в стране айфонов – 75 долларов, в передовой Европе на “усовершенствованных центрифугах Циппе” – 70, а у русских на их бензоколонке – 20. И это – наши центрифуги 7-го поколения. Сейчас Росатом работает на центрифугах 10 поколения.
Думаю, время подытожить. У Единственной Сверхдержавы инфраструктура "времен Эйзенхауэра", не на чем обогащать уран минимум до 2025 года, запасов природного урана осталось примерно 300 тонн, который нужен и энергетикам, и Пентагону. Огромное отставание в технологиях обогащения, зависимость от прямого геополитического конкурента. Взять ВОУ для новых боезарядов, не трогая "старые", почти невозможно.
Ну а страна-бензоколонка на жалкие $17 миллиардов от ВОУ-НОУ нарастила объемы, внедряет самые передовые технологии обогащения и строительства, сейчас экспортный портфель заказов на 10 лет вперед составляет $133 миллиарда. А Росатом можно без сомнения назвать самой современной атомной организацией в мире.
PS Ну и вишенкой на торте, а точнее сразу двумя вишенками смотрится знаете что? 
1. Компания под названием Uranium One владеет крупнейшими урановыми месторождениями в Казахстане, Африке, Австралии и США. На компанию приходится до 30% мировой добычи урана. Когда-то основанная, как кандско-южно-африканский консорциум, сейчас на 100% принадлежит «Росатому».
2. Владимир Путин подписал в октябре 2016 года указ о приостановке соглашения с США об утилизации оружейного плутония (и сотрудничества в атомной отрасли) «из-за недружественных действий» Вашингтона. 
Его возобновление возможно только после отмены санкций и «закона Магнитского», а также, если Вашингтон сократит военную инфраструктуру и численность своих войск в странах НАТО, вступивших в альянс после 1 сентября 2000 года, до уровня, на котором они находились на день вступления международного договора в силу, отменит все антироссийские санкций и компенсирует ущерб от них, включая потери от введения вынужденных контрсанкций в отношении США; наконец, предоставит четкий план необратимой утилизации плутония в самой Америке.
Автор Алексей Гавриленко

Источник Rusnewstoday24.ru

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх