Свежие комментарии

  • Виктор Шиховцев
    Ну, Сатана тоже, по своему гениален, верно?Гениальная женщина!
  • Виктор Шиховцев
    А в России цены поддаются пониманию? Я бы лучше о нас писал. А на Литву мне лично, плевать!В Клайпеду прибыл...
  • Виктор Шиховцев
    У нас это предстоит после выборов.Франция восстала ...

В чьих руках наша история?

В чьих руках наша история?

Президент России, помнится, взял в руки учебник истории. Совсем недавно. И удивился. Наверное, даже изумился

С его слов, там было крайне мало сказано об истории Великой Отечественной войны. Так, мельком, вскользь, как бы между делом. Путин огорчился и выразил свою озабоченность публично. А в российской политической традиции публичная озабоченность главы государства хоть что-то да значит.

Сейчас последовало логическое продолжение. Президент России дал распоряжение создать комиссию по историческому просвещению. И если верить формулировке указа, то комиссия эта призвана обеспечивать планомерный и наступательный подход к вопросу отстаивания национальных интересов Российской Федерации, связанных с сохранением исторической памяти и развитием просветительской деятельности в области истории

Тут надо сказать – давно пора. Ещё пять-десять лет назад надо было реагировать на почти повальную непросвещённость российских школьников в области Великой Отечественной войны. Правда, не только школьников. Но когда отсутствие знаний об одном из ключевых событий твоей истории характеризует не десять, не тысячу человек, а целую поколенческую группу – то впору бить тревогу.

Как обстоят дела у американцев?

Там учебник истории (неважно, какой) чётко и понятно реализует концепцию истпросвета. Были злые нацисты. Они захватили Европу. Мы, американские парни, браво высадились в Нормандии и быстренько их распобедили. Освободили порабощённую Европу и [поработили её сами] причинили ей много личного счастья. Нам немножко помогали британцы, хотя и им туго приходилось там, на островах. Советский Союз? Не слышали о таком. Нет, какой-нибудь учебник напишет, что мы, США, были с СССР ситуативно обусловленными партнёрами, но потом сталинский монстр создал угрозу всему цивилизованному миру, и нам пришлось бороться уже с ним. Во имя прогрессивного человечества.

И американский школьник усваивает пару-тройку нехитрых формул, с которыми идёт по жизни смеясь. Ему в сущности больше ничего не надо. Не каждый по окончании школы станет историком, архивистом, исследователем Второй мировой войны. Но базовые формулы нужны каждому. Формулизация школьных дисциплин практикуется уже давно. Физика, химия, математика – всё строится на формулах в школьной образовательной практике, так почему бы не упростить историю, тем более, народ нынче стал малоподвижным и нелюбопытным, он не будет вдаваться в подробности о том, когда и при каких обстоятельствах высадились на крутом нормандском берегу 6 июня 1944 года. И как там обстояли дела в Арденнах и кто писал слёзно-плаксивое письмо Сталину с просьбой о помощи. Об этом знать ненужно и вредно.

Россия ещё с девяностых годов отдала право на гуманитарное образование будущих совершеннолетних граждан на откуп сомнительных фондов с дурной репутацией. Как в старой прибаутке о том, что враг будет воспитывать твоих детей. Всё было сделано тихо, без шума, без пыли. Последствия несистемности и неорганизованности гуманитарного просвещения ощущаются до сих пор. Знаний о Великой Отечественной войне мало. Да, есть гордость за подвиг дедов и прадедов, есть осознание величия даты 9 мая 1945 года, есть слёзы на глазах при прослушивании фронтовых песен – но сразу, с ходу вспомнить о том, кто такие генерал Дмитрий Карбышев, в чём суть подвига Александра Матросова и Николая Гастелло, где располагался дом Павлова и чем он известен – это задача почти неподъёмная.

А если у человека нет реальных знаний о фактологии, то изощрённым умам не составит труда убедить его в том, что подвигов-то и не было. И если бы не заградотряды и штрафбатники, то никакой победы и в помине не было. И победа сама далась жестокой ценой – завалили трупами противника. Отвратительная манипуляция фактами – это и есть инструмент для изменения восприятия собственной истории. Особенно если она подкрепляется глянцевыми пропагандистскими кинопродуктами, бесконтрольно выходящими на широкие российские экраны. Парадокс, но комиссии по истпросвету, которую возглавит Владимир Мединский, очевидно, придётся бороться с теми фильмами, которые выходили в бытность Владимира Мединского министров культуры. Или я чего-то недопонимаю?

Сегодня многое отдано на откуп семьи и учителя. Если семья говорит с ребёнком на тему Великой Отечественной войны, если свято сохраняется память о дедах и прадедах, воевавших с нацизмом, то хорошо. Если нет – то ничего. Если учитель в школе очень захочет, то он покажет «Иди и смотри» и «Обыкновенный фашизм». Но это зависит от конкретного педагога. Учебная программа российских школ по истории не предполагает масштабное и полновесное раскрытие темы. В современной России практически отсутствует практика проведения массовых общественных мероприятий на тему Великой Отечественной войны. Не проводятся открытые, общедоступные лектории, не организуются конференции и семинары с участием популяризаторов исторической памяти и простых людей.

Более того – не составлен календарь памятных дат, связанных с Великой Отечественной войной. А ведь можно было внедрить его на государственном уровне и отмечать их всенародно. 18 февраля 1945 года – день мученической гибели генерала Карбышева. 27 февраля 1043 года – день подвига Александра Матросова. С 23 сентября по 25 ноября 1942 года велась оборона дома Павлова. Если задаться целью и подойти с умом, то эти даты будут отскакивать от зубов. И будут наполнены значимым историческим смыслом. Вместо того, чтобы изобретать искусственные праздничные даты, можно вспомнить о случаях реального героизма в истории.

От этого зависит будущее. Будущее России и наше будущее тоже. Поэтому все добрые инициативы нужно делать вовремя. А если уж приходится запаздывать, то нужно стремительно навёрстывать упущенное, активизируя для этого весь общественный, организационный и интеллектуальный потенциал. Только так можно будет как минимум не растерять, а как оптимум снова обрести и обогатить историческую память о Великой Отечественной войне.+

Александр Филей


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх