На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Спор о цене на газ в ЕАЭС как свидетельство предела интеграции

На протяжении всего периода существования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вопрос сотрудничества его стран-участниц в энергетической сфере является одним из наиболее приоритетных. Тема цены на углеводороды, которые в ЕАЭС фактически определяются Россией и Казахстаном, в настоящее время интересует всех членов союза.

При этом, несмотря на многолетние переговоры и планы создания единого энергетического рынка, решить этот вопрос стороны по-прежнему не могут. Более того, последние события и вовсе продемонстрировали разнонаправленность подходов участников ЕАЭС к урегулированию проблемы.

19 мая прошла видеоконференция заседания Высшего Евразийского экономического совета, на котором между Белоруссией, Арменией и Россией возник небольшой, но очень показательный спор по вопросу о ценообразовании на услуги по транзиту газа. Вначале председательствующий на саммите Александр Лукашенко заявил, что необходимо прямо здесь и сейчас найти консенсус по данной проблеме, так как с «окончательным взаимоприемлемым решением мы не можем определиться уже несколько лет», а ее актуальность «постоянно возрастает». Риторику белорусского лидера поддержал премьер-министр Армении Никол Пашинян. По его словам, в документе о стратегических направлениях развития экономической интеграции должен быть зафиксирован принцип «применения единых подходов к цено- и тарифообразованию на общем рынке газа ЕАЭС, в том числе единых тарифов на услуги, оказываемые субъектом естественной монополии при транспортировке и транзите газа». При этом он подчеркнул, что «единый рынок энергоресурсов с недискриминационными принципами функционирования должен стать одной из основ нашей интеграции», так как без него «невозможно обеспечить равные условия экономической деятельности для всех участников союза».

Заявления белорусской и армянской сторон, как считают аналитики, были абсолютно предсказуемы, так как вопрос энергетической безопасности является для Минска и Еревана основообразующим в их участии в ЕАЭС. Тем более это было очевидно на фоне происходящих сегодня событий на мировом газовом рынке, которые только добавляют Армении и Белоруссии уверенности. Неудивительно, что позже к белорусско-армянским требованиям по снижению цены на газ подключилась и Киргизия. Со слов киргизского вице-премьера Эркина Асрандиева, Бишкек «активно ведет переговоры с Россией о том, чтобы снизить отпускную цену на природный газ и перейти на расчеты в национальной валюте».

Известно, что на сегодняшний день Россия поставляет Белоруссии, Армении и Киргизии газ по цене, которая была зафиксирована в долгосрочных контрактах. Ереван закупает «голубое топливо» по $ 165 за тыс. кубометров и уже неоднократно намекал Москве о необходимости пересмотра его стоимости. Бишкек — по $ 150 и также направил письмо о рассмотрении возможности снижения отпускной цены до $ 100 за тыс. кубометров. В случае же с Белоруссией ситуация еще более сложная, так как она напрямую влияет на ситуацию в нефтегазовой сфере всего ЕАЭС.

Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что его страна не может закупать углеводороды у «братской России» по ценам выше внутрироссийских, так как обе страны строят Союзное государство. Исходя из принципов данного интеграционного объединения, в Минске полагают, что стоимость газа для республики должна быть на уровне Смоленской области. И эта позиция остается неизменной уже на протяжении многих лет. В ответ в Москве всегда напоминали, что Белоруссия и так получает газ по самым низким ценам для внешних потребителей «Газпрома» и сравнивать их с внутрироссийскими тарифами некорректно. В итоге, стороны не единожды вступали в острую фазу противостояния, когда Минск отказывался платить, а Россия грозила «перекрыть вентиль». Не оказался исключением и 2020 год — после окончания действия договора, заключенного весной 2017 года, стороны долгое время стояли на пороге очередного кризиса, не желая уступать друг другу по вопросу о цене. В итоге, сначала было продлено до конца зимы предыдущее соглашение, а затем подписан новый контракт на поставку газа в 2020 году на прежних условиях. Цена была определена фиксированная — $ 127 за тыс. кубометров вне зависимости от ситуации на мировом рынке. При этом в Минске тогда заявили, что смогли добиться приемлемых для себе условий.

Пандемия коронавирусной инфекции, введение в Европе повсеместного карантина, а также теплая зима привели к тому, что цены на газ в мире начали падать. В Минске этот факт посчитали прекрасным моментом для того, чтобы продолжить давление на «Газпром». При этом желания белорусских властей с каждым разом становились все больше. Так, еще в феврале Александр Лукашенко отмечал, что из-за того, что долгосрочные контракты по газу всегда привязываются к цене на нефть, при нынешних условиях на мировом энергетическом рынке российский газ для Белоруссии должен стоить порядка $ 90 за тыс. кубометров. После некоторой подготовки белорусская сторона обратилась к «Газпрому» с предложением снизить цену на газ.

«В качестве одного из механизмов пересмотра предложена возможность покупки определенных объемов газа на биржевых площадках по конкурентным ценам», — заявил в апреле глава Минэнергетики республики Виктор Каранкевич, озвучив все те же $ 90 за тыс. кубометров.

Как известно, министр энергетики РФ Александр Новак категорически отказался пересматривать цены, напомнив, что цена в $ 127 за тыс. кубометров зафиксирована в соответствующем протоколе между правительством Белоруссии и «Газпромом», и в контрактах между хозяйствующими субъектами.

Возможно, вялотекущее противостояние между Белоруссией и Россией могло длиться вплоть до конца года, когда стороны снова в срочном порядке были бы вынуждены сесть за стол переговоров. Однако весной ситуация на газовом рынке для «Газпрома» стала стремительно ухудшаться. По информации Федеральной таможенной службы РФ, в январе 2020 года средняя цена по экспортному портфелю российского монополиста была $ 159 и $ 162 без учета Белоруссии, в феврале — $ 137 и $ 139 соответственно, а в марте и вовсе опустилась до $ 124,8 и $ 125 за тыс. кубометров. При этом ситуацию ухудшает и падение цен на спотовых рынках, где цена с поставкой на 22 мая достигала отметки в $ 31 за тыс. кубометров. Если сопоставить эту и ряд иных майских котировок с внутрироссийскими ценами на газ, то регулируемая стоимость в России оказалась дороже практически во всех регионах, за исключением Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, где его добывают. Это уже поставило под серьезный вопрос рентабельность продаж газа российским монополистом, так как для «Газпрома» уровень нулевой рентабельности продажи газа в Европе находится на уровне около $ 100 за тыс. кубометров. И, как считают аналитики, такая тенденция может сохраняться достаточно долго, так как сегодня на европейском газовом рынке ситуация крайне нестабильная и характеризуется избытком предложений. Если в прежние годы удавалось заполнить лишь около 40% европейских газовых хранилищ, то в мае этот показатель достиг 65%. Кроме того, из-за снижения спроса на газ в Азии, на европейский рынок может хлынуть сырье из Катара, что еще сильнее ударит по «Газпрому».

Складывающаяся ситуация не могла быть не замечена в Минске. Поэтому 14 мая Александр Лукашенко вновь выразил недовольство ценой, которую Белоруссия платит за поставки российского газа. Только на этот раз его требования стали еще серьезнее.

«Вчера я получил информацию, что Россия продает природный газ в Европе в это непростое время до $ 70: $ 65−68, но никак не $ 127, как для Белоруссии. Это ж не дело, я уже не говорю про год 75-летия, что Германии продают природный газ до $ 70, как у меня информация (там по-разному было), но никак не $ 127, как для Белоруссии», — сказал он.

Это уже привело к тому, что в Минске заявили о том, что фактически начали субсидировать экономику России за счет более высоких цен на газ. По словам премьер-министра Белоруссии Сергея Румаса, «у нас есть все основания показать на цифрах, что цена $ 127 по доходности для «Газпрома» превышает доходность его поставок в страны дальнего зарубежья. При этом, не имея никакой возможности пересмотреть договор в рамках двухсторонних отношений в Союзном государстве, в Минске решили использовать для этого площадку ЕАЭС. Именно поэтому Александр Лукашенко и потребовал на прошедшем 19 мая заседании решить вопрос о цене на газ в Евразийском экономическом союзе здесь и сейчас.

Однако последовавший за этим ответ президента России Владимира Путина продемонстрировал, что в Москве сегодня рассматривают ЕАЭС не просто как территорию со свободным рынком, а объединение с гораздо большей степенью интеграции, чем к той, к которой готовы все ее участники. По словам российского лидера, предлагаемый Минском и Ереваном единый тариф на услуги по транспортировке и транзиту газа, «может быть реализован лишь на едином рынке с единым бюджетом и единой системой налогообложения».

«Столь глубокий уровень интеграции в ЕАЭС пока еще не достигнут. Мы с вами хорошо это знаем. А пока цены на газ должны формироваться на основе рыночной конъюнктуры, учитывать затраты и инвестиции поставщиков, а также обеспечивать обоснованную норму прибыли на вложенный в добычу капитал. Это обычная мировая практика», — сказал президент России.

При этом он уточнил, что по всем вопросам в ЕАЭС на сегодня найден компромисс и лишь газовый вопрос мешает странам идти дальше, назвав главными виновниками происходящего Армению и Белоруссию. По словам Путина, «имеется формула, которую поддерживают три страны — Россия, Казахстан и Киргизия», сутью которой является определение подходов к ценообразованию на газ в будущем, когда будет обсуждаться формирование единого энергетического рынка ЕАЭС. Поэтому российский лидер и предложил Минску и Еревану, если они не согласны с нынешнем положением вещей, забыть о данной проблеме до запланированного решения через несколько лет, отдав ее на рассмотрение экспертов.

Подобные различия в позициях стран-участниц ЕАЭС, по мнению аналитиков, свидетельствуют не просто о нарастающих противоречиях в объединении, а о начале переосмысления сторонами самой его сути. Фактический отказ Путина от рассмотрения предложений Еревана и Минска говорит о том, что в процессе постсоветской интеграции наступает переломный момент. В отличие от своих партнеров, Россия в настоящее время поставила в зависимость создание единого энергетического рынка от формирования в союзе единых наднациональных органов и законодательства. Схожая риторика звучала из Москвы ранее только в отношении Союзного государства и вылилась в 2019 году в обсуждение «дорожных карт» по углублению интеграции Белоруссии и России. Однако тогда Минск сумел заблокировать окончательное решение вопроса на двухстороннем уровне и перевел его обсуждение на площадку ЕАЭС. Поэтому не удивительно, что ответом России стала аналогичная белорусской тактика поведения. Москва решила распространить предъявленные ранее условия Белоруссии и на все объединение в целом, так как на двухстороннем уровне достигнуть согласия, по всей видимости, не удастся.

В сложившейся обстановке главной проблемой является то, что такие жёсткие условия со стороны Кремля, по сути, останавливают дальнейшее развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Вряд ли можно ожидать, что кто-то из членов союза, особенно Белоруссия, согласится распрощаться с частью своего суверенитета в обмен на газ и нефть по ценам на текущий момент фактически не отличающимся от мирового уровня. Со своей стороны, Россия, по всей видимости, окончательно приняла решение перестать субсидировать экономики соседних стран в ущерб себе. И в таком случае сегодня можно говорить, что предел прежних форм интеграции на постсоветском пространстве сегодня практически достигнут.

Наталья Григорьева, специально для EADaily

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

Загрузка...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх