На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Разведка США над Балтикой ищет радиоактивный след «Севморпути»

В «Росатоме» не исключают, что наш атомный лихтеровоз прошлой осенью возле Африки пытались погубить чьи-то диверсанты.

Фото: пресс-служба правительства Камчатского края/ТАСС

Американское интернет-издание The Drive на днях сообщило о странном, на первый взгляд, факте. По его данным, 5 августа 2021 года давно не поднимавшийся в воздух с авиабазы Оффатт в штате Небраска единственный разведывательный самолет ВВС США Boeing WC-135W Constant Phoenix, оснащенный аппаратурой для обнаружения радиационных всплесков в атмосфере, внезапно был замечен над Балтийским морем. При этом у побережья Польши, Литвы и Эстонии эта огромная машина совершала полет на достаточно малых высотах — от 1,5 до 1,8 километров.

Эти данные не оставляют сомнений — операторы Boeing WC-135W Constant Phoenix над Балтикой явно занимались сбором и изучением проб воздуха. Что наводит на мысль: именно где-то в этих краях американцы с чего-то вдруг в минувший четверг и подозревали наличие некоего радиационного следа. Что могло их столь серьезно насторожить?

В этой связи The Drive вспоминает появившиеся в западной прессе сообщения о будто бы имевшемся месте инциденте с российским атомным подводным ракетным крейсером «Орел» (проект 949А), который после Главного морского парада в Санкт-Петербурге, посвященного празднованию Дня ВМФ РФ, возвращался к месту постоянного базирования на Северном флоте. Тогда, напомню, грандиозный общемировой «шухер» подняли моряки 3-й эскадры ВМС Дании, чей корабль в балтийских проливах осуществлял слежение за нашим «Орлом».

Датчанам привиделось, будто 30 июля близ острова Сейерё российская атомная субмарина отчего-то внезапно потеряла ход. Далее в Копенгаген улетел новый доклад: якобы к буксировке обездвиженного «Орла» готовятся сопровождавшие его спасательное судно «Алтай» и большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков».

«Один из эскортных переходов из Балтийского моря войдет в историю как драматичный и захватывающий, когда у атомной штурмовой субмарины „Орел“ класса Оскар II возникли проблемы с двигателем и она намертво встала в водах у острова Сейерё», — добавила на собственной страничке в одной из соцсетей раскаленного «угольку» в топку разгоравшегося мирового скандала 3-я эскадра датского флота.

Тут же западная пресса просто взорвалась оглушительными криками о том, что, мол, в балтийских проливах терпит бедствие «систершип» трагически погибшего в Баренцевом море 12 августа 2000 года атомного подводного ракетоносца «Курск». Но начавшая было набирать ход сенсация почти мгновенно испустила дух. Потому что уже через пару часов выяснилось, что ровным счетом ничего на «Орле» в тот день не произошло. Кратенький дрейф отряда североморцев возле Сейерё был вызван корабельными учениями, которые на них проводились для того, чтобы экипажи не слишком дремали в походе. Поэтому далее все у российских военных моряков пошло своим чередом.

Таким образом, американскому Boeing WC-135W Constant Phoenix вроде бы просто не с чего было срываться со своего аэродрома в штате Небраска и мчаться на другой конец света с промежуточной посадкой на британской авиабазе Милденхолл. Да и даже если предполагать, что на «Орле» все же произошла неприятность с реактором, то замеры уровня радиации в воздухе следовало производить не спустя неделю после того, как на Балтике и след кораблей Северного флота простыл. Ну, хотя бы потому, что в случае, если бы авария на нашей подлодке действительно имела место, а «коварные русские» по привычке попытались бы спрятать ее концы в воду, в той же Дании или в соседних Нидерландах давно бы скаканули стрелки измерительных приборов, которых достаточно на их берегах. Но этого же не случилось!

Тогда зачем в действительности в минувший четверг над Балтикой столь долго барражировал штатовский разведывательный Boeing? На мой взгляд, весьма логичным выглядит другое предположение, высказанное итальянским порталом InsideOver. Эксперты этого издания полагают, что «полет WC-135W может быть связан с ходовыми испытаниями российского атомного контейнеровоза „Севморпуть“, которые недавно развернулись в Финском заливе».

Эта версия, считаю, заслуживает того, чтобы на ней остановиться подробней. Ведь что за испытания проходят сегодня на гигантском, (водоизмещением в 61 тысяча тонн, то есть — с хороший авианосец) «Севморпути»? Крупнейшем в мире из когда-либо построенных невоенных торговых судов с ядерной энергетической установкой.

А вот что: уникальный лихтеровоз выходит из ремонта на Канонерском судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге. Причем, полгода назад он угодил туда совершенно незапланированно. Но прежде, чем рассказать эту печальную историю, — пару слов о том, что представляет собой и для чего с самого начала был предназначен «Севморпуть».

Он, способный без сопровождения ледокола преодолевать льды толщиною до одного метра, был построен в 1986 году на заводе «Залив» в Керчи. Официально — для перевозки народно-хозяйственных грузов Арктике. Неофициально — для транспортного обеспечения операций Военно-Морского флота в высоких широтах. Но трудовая биография судна, увы, началась тогда, когда создавший его Советский Союз уже стремительно терял силы. А с ними — и интерес к освоению Северного морского пути, в честь которого лихтеровоз и был назван.

Казалось, в новой России это судно обречено. Как был обречен, например, большой атомный разведывательный корабль (БАРЗК) ССВ-33 «Урал» проекта 1941 «Титан», построенный специально для длительного наблюдения за американским ракетным полигоном на атолле Кваджалейн на Тихом океане. Тоже с атомной энергетической установкой и почти с таким же корпусом, как «Севморпуть».

В своей недолгой боевой биографии «Урал» успел совершить всего один дальний поход — почти два месяца добирался от пункта своей постройки в Санкт-Петербурге до бухты Абрек, недалеко от посёлка Тихоокеанский. Там у причала на десятилетия погряз в многочисленных авариях и доработках. В результате адмиралы стали использовать «Урал» как плавучую гостиницу, за что моряки прозвали его «каютоносцем». В этом качестве благополучно сгнил, и в 2017 году БАРЗК был отправлен на слом.

Все шло к тому, что «Севморпуть» ждет та же участь, только в Мурманске. В октябре 2012 года «Росатом» распорядился окончательно заглушить атомную установку лихтеровоза. Казалось, дальше лишь демонтаж оборудование и утилизация.

Но нашей почти разоренной стране потихоньку стали возвращаться силы. Становилось все более понятным, что значительную их часть в ближайшей перспективе придется черпать из Арктики. Все чаще в этом же направлении стало поглядывать и Министерство обороны РФ. Только поэтому уже почти направленные в борта «Севморпути» автогены были остановлены. В конце 2013 года тогдашний генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко подписал приказ о реанимации судна.

Поэтому 30 ноября 2015 года после завершения заводских ходовых испытаний, обновленный лихтеровоз с перезаряженным ядерным реактором вернулся в Мурманск. И сразу был задействован в интересах Минобороны, активно занявшегося строительством новых гарнизонов на берега Северного Ледовитого океана. Первым же рейсом весной 2016 года он доставил на остров Котельный архипелага Новосибирские острова 5,806 тысяч тонн строительных грузов для стремительного возрождения в тех краях военного аэродрома.

Между делом чего только после того рейса на Котельный «Севморпуть» ни перевозил… И контейнеры с мороженым лососем из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург. И важные грузы «Норильского никеля» в Мурманск.

Наконец, в октябре минувшего года судно из Санкт-Петербурга направилось в Антарктиду с модулями для обновления станции «Восток». Однако 18 октября 2020 года, проходя мимо Африки, внезапно потеряло одну из четырех лопастей единственного ходового винта.

С самого начала это выглядело абсолютной загадкой. Как атомный лихтеровоз, приспособленный к самостоятельной работе в тяжелых ледовых полях, мог потерять лопасть в тропических водах? Никто ничего определенного по этому поводу публично не объяснил и по сей день.

Более или менее точно известно одно: самостоятельно, в океане, экипаж повреждения винторулевого комплекса починить не смог. Попытка провести докование в портах Анголы и ЮАР не удалась. Там заявили, что не желают видеть у себя судно с работающим реактором. А может быть, подозревали, что поврежден не только винт «Севморпути»?

Осталось только малым ходом топать домой. Но в Европе, мимо берегов которой почти год назад шел едва живой российский лихтеровоз, уже стоял по этому поводу сплошной гвалт. Испания начала консультации по «Севморпути» с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Парижская неправительственная экологическая организация Robin des Bois («Робин Гуд») потребовала взять «Севморпуть» под конвой кораблей ВМС своей страны. В результате французские спасательные буксиры Abeille Bourbon и Abeille Languedoc действительно сопровождали «Севморпуть» при его проходе мимо Бискайского залива и по проливу Ла-Манш.

Кое-как экипаж добрался до Питера и встал в ремонт, который продолжался несколько месяцев. Как сообщил замглавы «Росатома» и руководитель дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша, у лихтеровоза были заменены лопасти. И вот только он приступил к первой пробе сил в Балтийском море, как над ним, выходит, тут же закружился американский самолет-разведчик, специально прилетевший ради этого из Небраски.

Американцы с чего-то решили, что на «Семорпути» во время незаконченного рейса в Антарктиду был поврежден не только гребной винт? Если предположить, что так оно и было, тогда и интерес американской военной разведки к свежеотремонтированному лихтеровозу, и прошлогодняя истерика в Европе по поводу его приближения к берегам континента становятся вполне объяснимыми и понятными.

А тут еще на днях и сам Рукша подлил масла в огонь подозрений. 5 августа он заявил: «Комиссия (по расследованию аварии на „Севморпути“ — „СП“) продолжает работу, заключения еще нет. Есть версии: то ли что-то туда попало, то ли это усталостные явления (металла — „СП“), то ли чей-то злой умысел».

Каково? Как понимать вот это просто сенсационное — про вероятный чей-то «злой умысел»? Получается, даже в «Росатоме» его руководители до сих пор не исключают форменной диверсии на борту своего уникального атомохода.

Кто ее мог совершить? Уж точно — не члены российского экипажа. Им никакой силой даже теоретически невозможно было повредить лопасть винта на долгом переходе через океан.

Что тогда остается? Таинственное внешнее вмешательство под водой на маршруте? Честно говоря, ничего иного в качестве версии в голову просто не приходит.

Но в любом случае даже простое существование подобных предположений снимает, на мой взгляд, всякое удивление по поводу появления самолета радиационной разведки США над районом испытаний «Севморпути» в Балтийском море.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх