На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Один из самых грандиозных попилов в истории мирового ВПК. Как "Команч" украл почти десять миллиардов и получил за это неустойку

Помнится, году этак в 1998, на мировые экраны вышел острый сатирический фильм "Войны Пентагона", где голливудские авторы подвергли осмеянию манеру американского военного ведомства с лёгкостью оплачивать самые безумные и провальные технические проекты. Речь шла о БМП "Брэдли". История её разработки стала основой одной из легенд о грандиозных распилах, характерных для штатовского военно-промышленного комплекса.

Две самые неоднозначные разработки США 80-90гг. F-117 немного повоевав, был списан на 15 лет раньше запланированного срока. Стелс-ветолёт "Команч" вообще стал самым дорогим прототипом в истории. Фото журнала Флай Интернейшнл.

Пентагон тогда обвинил создателей в злоупотребление гротеском, или, как выразились бы сейчас "желании хайпануть". Но даже самой извращенной фантазии создателей не хватило бы, чтобы описать ещё одну историю, связанную с освоением военных средств, различными элегантными методами. Речь пойдет, как говаривал наш дорогой "агент Донни", дорогой товарищ Трамп, о"супер-пупер" совместной разработке почтенных и заслуженных авиационных концернов "Боинг" и "Сикорский", вертолёте RAH-66 Comanche.

Знакомьтесь. Вот так выглядит вертолет, стоимостью более четырех миллиардов за единицу. Два вертолёта, как два современных авианосца. И это, заметим, ещё в тех долларах. Учитесь, киса, как сказал бы Великий комбинатор Остап Ибрагимович Бендер. Фото Яндекс-коллекция.

Задумка нового разведывательно-ударного вертолёта была чудо как хороша. Его прототип, в начале 90-х, поразил заказчиков брутальностью и хищностью форм, словно срисованных из фильмов серии "Звездные войны". Разработчики на все лады обещали массу технических чудес, которые в рамках программы LHX (Light Helicopter Experimental), они собирались вместить в одном маленьком летательном аппарате. Да ещё и с магической приставкой "стелс". Никто тогда и не удивился, что установочная цена за разработку вертолёта, и это в начале девяностых годов прошлого века, незаметно выросла в два раза (с 2,8 млрд). Зато в 1996 году в воздух поднялся первый прототип, формам которого мог бы позавидовать сам Джордж Лукас.

Зато "Команч" идеально воплощает сетевой мем о "чорном вертолёте". Недаром его так любят создатели игр. Фото Сикорский

К тому времени были уже освоены шесть миллиардов долларов вертолётных денег, и Военно-воздушное министерство США требовало от Конгресса ещё почти в пять раз больше, чтобы начать серийное производство. Более 1200 таких машин должны были вывести Вооруженные силы США и ВВС на недостижимый технический уровень. Но вскоре после первого выставочного полета, проект вдруг забуксовал. Летающий прототип, несмотря на чудесные киношные формы, особыми пилотажными чудесами не удивил, а функции, которыми он должен был до глубины души поразить заказчиков, со временем легко взяли на себя беспилотники. Разработчикам и военным подрядчикам удалось в итоге вытрясти ещё без малого четыре миллиарда, на мелкие расходы, и доллары в эту удобную кормушку забрасывать перестали. За два года до запланированного начала серийного производства проект был закрыт окончательно и бесповоротно. Хотя нет, не совсем.

Раздосадованные представители "Боинга" и "Сикорского" умудрились ещё выбить из министерства ВВС неустойку, что называется, за беспокойство и за моральный ущерб. Какую-то там мелочишку, пол-ярда, не более. Журналисты называли причиной таких расходов на неудавшийся эксперимент раздутыми сметами, многочисленными приписками и "мертвыми душами" на жирных контрактах. Но никто глубоко копать не стал. Ибо джентльменам принято верить на слово. Получился вот такой интересный вертолётик. Два лётных прототипа, ценой каждый по 4,9 млрд американских денег. Арабские шейхи одобряют и где-то даже завидуют. Немало народу, причастного к проекту, наверное, купили себе уютные домики во Флориде, или на Багамах.

Дороговизну экспериментального вертолёта часто оправдывают тем, что на нём дескать были опробованы системы для будущей модернизации "Апача". И тут невольно возникает вопрос, а на самом "Апаче" этого было сделать нельзя? Фото Яндекс-коллекция

Нам не то, чтобы очень интересно считать чужие деньги и чьи-то пустые военные расходы. Проблема в том, что сами США любят изображать из себя сферических и кристальных борцов с мировой коррупцией. В данном случае это выглядит как курс морали и женской чести от постаревшей дамы низкой социальной ответственности.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх