На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Йеменские партизаны и Новый год

В недавней статье я уже упоминал, что Соединенные Штаты начинают вывод войск из Саудовской Аравии, оставляя Королевство один на один с самыми заклятыми «друзьями» — и теперь самое время поговорить о хуситах. Тем более, что есть о чем поговорить.

Итак, 30 декабря 2020 года. В международном аэропорту Адена происходит несколько мощных взрывов, жертвами которых стали, по утверждениям западных СМИ, более 30 человек.

В тот момент эта ситуация потребовала обсуждения в Совбезе ООН, однако Россия фактически заблокировала широкое обнародование информации, ссылаясь на «деликатность вопроса» — и только сейчас становятся известны причины и подробности этой атаки.

К слову, западные «партнеры» не возражали против закрытия информации в СМИ, поскольку в представленном докладе Комитета ООН по санкциям против Йемена были указаны имена экспертов, чья безопасность в случае обнародования оказалась бы под угрозой.

30 декабря в Йемен в полном составе вернулось правительство этой страны, но суть в том, что оно было сформировано не в Йемене, а в Саудовской Аравии. Речь идет о правительстве, которое признается легитимным большинством стран Запада — более того, это кабинет министров президента Йемена Абд-Раббы Мансура Хади, против которого хуситы и подняли мятеж.

Здесь важно понимать несколько вещей. Во-первых, движение «Ансар Аллах», как называют себя сами хуситы — это шииты, проживающие преимущественно в северной части Йемена. Их примерно треть из почти 25 миллионов населения Йемена и они выступают против суннитского влияния на них со стороны центральной власти.

Вся эта история началась еще в 2004 году, когда шииты под руководством имама Хусейна аль-Хуси обвинили Сану (столицу Йемена) в дискриминации шиитов и подняли антиправительственное восстание. В результате столкновений Хусейн аль-Хуси был убит и на его место встал его брат, Малик аль-Хуси. Гражданская война продолжалась около шести лет и формально завершилась в феврале 2010 года соглашением о прекращении огня.

Во-вторых, правительственные войска во время гражданской войны терпели поражение за поражением. Дошло до того, что в 2009 году в этот конфликт вмешались саудиты, обеспокоенные чередой поражений правительства Йемена, которое они считали своими союзниками — и, как говорится, попали ногами в жир. Все, что происходило и продолжает происходить с саудитами после этого, является следствием «помощи» йеменским союзникам — и шииты вполне закономерно восприняли эту войну не только как политический, но и как религиозный конфликт.

В-третьих, административным центром йеменских шиитов является северная провинция Саада на границе с Саудовской Аравией — и еще в самом начале конфликта шииты потребовали автономии для провинции и одноименной столицы шиитского движения в Йемене. И это тоже религиозный вопрос — автономия позволила бы хуситам восстановить зейдитский имамат, существовавший там несколько сотен лет, вплоть до революции 1962 года. Зейдитский мазхаб является одной из правовых норм в исламе и не входит ни в одну из четырех основных правовых школ.

И тут уместно вспомнить, что право на Востоке определяется Кораном, а не иными правовыми институтами. Свод законов (шариат) в каждой правовой школе свой — да и не только в школе, но и в каждом отдельном государстве. К примеру, шариат в Иордании разительно отличается от шариата в Саудовской Аравии, хотя основа у них одна — Коран.

Иначе говоря, кто как Коран толкует, тот так и судит, все зависит от интерпретации написанного. При этом государство может быть более светским, как Иордания, Ливан и Сирия или более традиционалистским, как КСА, ОАЭ или Катар.

Впрочем, вернемся к Йемену.

Перемирие продолжалось недолго. В 2011 году в Йемене начались протесты против президента-суннита Али Абдаллы Салеха, который регулярно закручивал гайки населению — и хуситы воспользовались ситуацией по полной программе. Но основная борьба все-таки развернулась в 2014 году, когда правительство Йемена отменило субсидии на бензин, что привело не только к резкому взлету цен, но и к дефициту топлива в стране.

При этом официальная Сана всегда опиралась на просаудовских ваххабитов, бойцов движения «Аль-Ислах» Конфедерации племен хашед, которые одновременно являлись боевиками движения «Аль-Каида на Аравийском полуострове» и связанной с ним группировки «Ансар аш-Шариа».

Короче говоря, в банку с пауками закинули боевых скорпионов — и если еще в августе 2014 года хуситы начали с массовых демонстраций против отмены субсидий на нефтепродукты, то уже к середине сентября им удалось захватить несколько районов столицы страны.

21 сентября 2014 года при посредничестве миссии ООН между хуситами и центральным правительством снова было заключено соглашение о перемирии, но несмотря на это хуситы уже к октябрю взяли под контроль город Архаб в 60 километрах к северу от Саны, а в самой Сане были захвачены здания государственной газеты Ас-Саура и государственной нефтяной компании «Сафер Петролеум» — одним этим шагом хуситы лишили правительство и средства пропаганды, и штаб-квартиры нефтяной отрасли Йемена.

Но главный раунд этой драки начался все-таки в 2015 году. Тогда в январе правительство Йемена опубликовало проект Конституции страны, согласно которой Йемен делился на шесть провинций — при этом Саада лишалась стратегически важного для хуситов порта Ходейда. Естественно, это не осталось без ответа и 19 января 2015 года повстанцы устроили засаду кортежу премьер-министра Йемена Халеда Махфуза Бахаха. В этот же день к вечеру при содействии ООН было заключено новое перемирие, и если 19 января хуситы захватили «только» государственную телерадиокомпанию, то уже к вечеру 20 января под их контролем оказались спецслужбы и резиденция президента.

Под давлением хуситов президент Абд-Раббо Мансур Хади и премьер Халед Махфуз Бахах подали в отставку и были помещены под домашний арест, вместе со всеми членами правительства.

Однако на этом дело не закончилось — 22 января комитеты безопасности четырех южных провинций (Аден, Абьян, Лахдж и Эд-Дали) отказались подчиняться новой власти, что и стало началом полноценной гражданской войны на территории всего Йемена.

6 февраля хуситы распустили «бесполезную говорильню», то есть парламент и обнародовали так называемую конституционную декларацию, согласно которой в Йемене создавался переходный совет, который должен был состоять из пяти человек. В этот же момент хуситов неожиданно поддержали и сторонники бывшего президента Али Абдаллы Салеха, которым явно надоел непрекращающийся бардак в стране.

И вот здесь хотелось бы заметить вот что: ни одна страна мира не попыталась вмешаться в конфликт напрямую. У всех хватило ума, чтобы понять, насколько крепким будет этот капкан — у всех, кроме саудитов.

Результаты этого вмешательства уже известны — не менее 50 саудовских бригад прекратили свое существование, вместе с обученными Западом вояками и дорогущей западной техникой. Их просто разгромили, не считаясь с собственными потерями — дошло до того, что Эр-Рияд прекратил операцию против хуситов по экономическим соображениям. Ценовая нефтяная война пробила такую дыру в бюджете Королевства, что денег на войну с йеменскими партизанами просто не осталось.

В ответ хуситы только усилили нападения на саудитов. Они уже попробовали на вкус и нефтяные объекты, и портовую инфраструктуру Эр-Рияда на Красном море — и на фоне вот этого всего из Саудовской Аравии в портовый город Аден прилетает самолет со свеженазначенными министрами и чиновниками.

Естественно, хуситы не могли упустить такую великолепную возможность пощекотать нервы суннитам, ибо на Ближнем Востоке любая война является, в первую очередь, религиозной.

Когда 22 февраля 2015 года хуситы освободили из-под домашнего ареста бывшего президента Хади, он моментально перебрался в южный Аден, где объявил, что по прежнему считает себя президентом всего Йемена. 16 марта хуситы освободили и бывшее правительство — и оно тоже моментально оказалось в Адене, где заявило, что остается правительством всего Йемена, несмотря ни на что.

Этакий нерезиновый Ростов, не находите аналогий? К слову, у Хади фаберже оказались все-таки покрепче, чем у Януковича.

К слову, в сентябре 2015 года хуситы установили прямое авиасообщение с единственной страной — Ираном. Это положение сохраняется до сих пор, ни в одну другую страну мира хуситские авиалайнеры полететь не могут.

С 2015 года гражданская война в Йемене идет с переменным успехом. Хуситам удавалось подойти к Адену на расстояние ведения прямого артиллерийского огня, но сунниты южных провинций раз за разом отбрасывали их назад ценой очень больших потерь.

Сейчас уже можно говорить о фактическом возврате разделения страны на две — Северный Йемен и Южный Йемен. По сути, это возврат к состоянию до 22 мая 1990 года, когда в результате объединения Йеменской Арабской республики (ЙАР, Северный Йемен) и Народной Демократической республики Йемен на карте мира появилась Аль-Джумхурия аль-Йамания — именно такое название страны считается официальным.

В любом случае, прилет авиалайнера в Аден из Саудовской Аравии был воспринят хуситами, как прямой вызов — и 30 декабря прошлого года они устроили налет на международный аэропорт. Сейчас уже известно, что ракеты стартовали с территорий небольшого аэропорта в Таизе и полицейского участка в Дамаре.

Оба этих города не контролируются хуситами — и это лучше всего говорит о состоянии с безопасностью на территориях, подконтрольных международно признанному правительству Йемена. Да, мы все были заняты восхождением живчика Джо на табуретку в Белом доме, поэтому это событие и не вызвало тот отклик, которого заслуживало — тем не менее, в том налет погибло по крайней мере 22 правительственных чиновника, а еще десятки человек были серьезно ранены.

Самим же хуситам отступать некуда, что в борьбе с южанами, что в драке с саудитами — к тому же, у них не менее 3,5 миллионов сторонников в самом Королевстве. И это тоже своеобразная калька для Украины: если Киев всерьез не задумается об установлении мира в стране, это приведет к распаду Украины на бунтующие провинции, в каждой из которых будет свой маленький князек.

Пока это ограничивается одним Донбассом, но ситуация в остальной Украине быстро накаляется — это связано как с состоянием экономики страны, так и с политическим курсом ее руководства. Далеко не все из влиятельных граждан видят свое будущее в НАТО — они прекрасно понимают, что диктат из Брюсселя и Вашингтона будет куда более жестким, чем диктат из советской Москвы.

Впрочем, Украину и ее состояние мы обсудим уже в субботу, на очередном голосовом стриме. А пока пристально наблюдаем за тем, как идут дела в далеком Йемене, сумевшему дать по зубам вооруженным до макушки саудитам.

Во всяком случае, последним сверхтехнологичное западное оружие в этой войне точно не помогает.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх