На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Исход русских из «братских республик», часть третья – гонения в Азербайджане

Самыми драматичными и кровавыми событиями в конце 80-х и начале 90-х годов среди кавказских и закавказских республик отметился Азербайджан. Причем тут в большей степени и первыми под пресс националистов попали армяне, а затем, с не меньшим ожесточением, убивали и русских. И ненависть к армянам была действительно всепоглощающей и безграничной. Виной тому – конфликт в Нагорном Карабахе.

Достаточно привести один пример – когда в 1988 году, после сильного землетрясения в армянских Спитаке и Ленинакане, азербайджанцы были вынуждены отправить помощь в рамках обязательств в СССР, но вот как они это сделали. Отправили в Армянскую ССР цистерны с топливом, на которых было написано «Поздравляем с землетрясением! Желаем повторения!». По свидетельствам очевидцев, многие в Азербайджане откровенно радовались трагедии в Армении.

Отлаженная система ротации кадров в МВД и прочих силовых структурах Азербайджана, была успешно похерена Горбачевым, и на ответственные посты местные власти начали продвигать своих, местных. В результате - ослабление власти и усиление националистических группировок. И 13 января 1990 гона начались погромы.

Причем экстремисты довольно точно знали, к кому и куда идти. По рассказам, у них были списки, и по некоторым данным, эти данные были получены обманом – дело в том, что незадолго до резни, власти объявили о выдачи продуктовых карточек, и для их получения было необходимо заполнить анкеты, где был пункт «национальность». Таким образом, сами люди, по наивности, дали нацикам информацию о себе.

В первую очередь экстремисты взялись за армян – приходили прямо домой, убивали, насиловали, не делая исключений ни для кого – дети, старики, женщины. Как правило, соседи-азербайджанцы не вмешивались в это, а некоторые и вовсе спешили занять «освободившиеся» квартиры и дома. Когда закончились армяне, принялись за русских.

Вот история жительницы Баку, опубликованная в «Учительской газете» в 1990 году:

«Передо мной сидят женщины, разные — молодые и пожилые. Русские учителя. Беженцы! Их рассказы о случившемся с ними и их семьями в Баку в последнюю неделю нельзя слушать без содрогания. Сегодня на улицах Баку стоят танки, дома одеты в чёрные траурные флаги. — На многих домах надписи: «Русские — оккупанты!», «Русские — свиньи!». Моя мама приехала по распределению из Курска в глухое горное азербайджанское село учить ребятишек русскому языку. Это было тридцать лет назад. Теперь она пенсионерка. Я второй год работала в школе Пришла неделю назад в школу, а в коридоре надпись: «Русские учителя, идите в уборщицы!». Я говорю: «Вы что, ребята?». А они в меня плюют Я их азбуке учила. Теперь вот мы с мамой здесь. Родственников в России у нас нет. Денег нет, работы нет… Куда? Как? Ведь моя родина — Баку. Женщины-учительницы, с которыми я беседовал в маленькой комнатке, то и дело утирали невольные слёзы обиды. — Я убежала с дочкой с одной сумкой, за три минуты. Жуткая обида! Я же не политик, я детей учила и не виновата в тех бедах, что были в республике. Я не видела на лозунгах Народного фронта фамилии Алиева. Зато Горбачева они представляли не в лучшем виде. Обидно, потому что я знаю этот народ, у меня там друзья, вся жизнь моя там. Я не называю имён и фамилий этих женщин — они так просили. В Баку остались их родственники, мужья. Мало ли что… — Экстремисты прекрасно организованы, чего не скажешь о местных властях. В конце прошлого года жилищные конторы по всему городу потребовали всех заполнить анкеты, якобы для получения талонов на продукты. В анкетах нужно было указать и национальность. Когда начались погромы, в руках экстремистов оказались точные адреса: где живут армяне, где русские, где смешанные семьи и т. д. Это была продуманная националистическая акция. — За мной прибежал муж, велел мне и ребёнку быстро одеваться. Муж у меня военный, но в этот день был в штатском. Я увидела, как он вынул пистолет и положил в карман. Сказал: «В метро идите впереди меня, чтобы я вас видел». В метро русских почти не было. На нас оглядывались, лица у всех напряжённые. Только в аэропорту я поняла, что мы улетаем».

И таких истории очень много. Семьям военных можно сказать повезло – в военные городки бандиты боялись соваться – это же не убивать беззащитных детей и стариков.

Вот что пишет Александр Сафаров, офицер Морфлота в своем очерке «Черный январь. Воспоминания русского морского офицера о бакинской резне 1991-го года»:

«По пути мы видели, как действуют погромщики. Группы молодых вооружённых азербайджанцев, численностью человек по двадцать-тридцать, врывались в квартиры армян, зверски убивали хозяев, не считаясь с возрастом и полом, после чего приступали к грабежу. К ним с энтузиазмом присоединялись соседи жертв, тут же захватывая освободившуюся квартиру, дрались между собой, не поделив что-нибудь из награбленного. Трупы выбрасывали из окна, и на улице над ними продолжали глумиться. Женщин и мальчиков, прежде чем убить, по очереди насиловали на глазах у всех. Дети не отставали от взрослых, тащили всё, что могли унести, под одобрительные крики родителей. На площади «Украины» примерно сорок этих зверей насиловали пятнадцатилетнюю армянку, сменяя друг друга под восторженное улюлюканье их же женщин и детей. На улице Камо на балконной решётке распяли девочку лет десяти, она висела там до самого ввода войск. Около кинотеатра «Шафаг» на костре живьём жгли детей».

После погромов армян и русских, Горбачев ввел в Баку войска, и 20 января 1990 года в Азербайджане отмечен как траурный день. И действительно, при наведении порядка (по версии властей СССР) погибло не мало гражданских, как утверждается, просто мирных жителей, не причастных (по версии Азербайджана) к «Народному фронту» и прочим националистам. Про убийства армян и русских там предпочитают не вспоминать.

На 1989 год в Азербайджане насчитывалось почти 400 тысяч русских, сейчас – около 120 тысяч человек.

Друзья! Подписывайтесь и ставьте лайк, будет очень интересно!
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх