Свежие комментарии

  • Вольг Переплутович
    А начиналось всё с развешивания клюквы, мол мигранты необходимы для поднятия экономики... Ничего не напоминает? А и е...В Швеции осудили ...
  • Терентий Терех
    Гордыня горбатого ,что он - не такой ,как все. Пусть горбатый(туповатый , бедный душонкой,местечковый) - но не такой,...«Врать не буду»: ...
  • Александр Пятнистый
    Насчет Петрова с Бошировым- однозначнее однозначного однозначнее не бывает. Кто же еще мог такую свинью пиндовам подл...«Американский спе...

Передача пары британских тральщиков в ВМС Украины оставила Россию равнодушной

Передача пары британских тральщиков в ВМС Украины оставила Россию равнодушной

Британо-украинский меморандум об оказании помощи в усилении ВМСУ, подписанный 21 июня, непосредственных угроз для России не создает. К такому выводу пришел обозреватель ФАН, проанализировавший причины и возможные последствия появления этого международного документа.

Передача пары британских тральщиков в ВМС Украины оставила Россию равнодушной

Английский эсминец и курьезы

В минувший понедельник в Одессе на борту английского эсминца УРО Defender министр по вопросам оборонных закупок Великобритании Джереми Квин и заместитель министра обороны Украины Александр Миронюк подписали меморандум о реализации проектов морского партнерства между консорциумом промышленности Соединенного Королевства и ВМСУ.

Согласно информации из открытых источников, данный документ, рассчитанный на пять лет, предусматривает приобретение Киевом из наличия ВМС Великобритании двух тральщиков-искателей мин типа Sandown (финансирование сделки — в счет британского кредитования), а также участие английской стороны в создании для нужд ВМСУ восьми ракетных катеров. Два головных катера должны быть спроектированы и построены в Великобритании, остальные шесть предполагается построить на выбранном англичанами предприятии украинского ОПК. Плюс — модернизация уже находящихся в составе украинского флота единиц и строительство баз ВМСУ на Черном и Азовском морях.

Во время торжественного мероприятия случились два курьеза. Первым стал анонсированный в украинских СМИ, но так и не состоявшийся визит в Одессу президента Владимира Зеленского. Вторым можно считать туманное заявление Миронюка о возможной помощи Лондона в достройке многострадального украинского корвета «Владимир Великий». В реалиях середины 2021 года это выглядело как «Сизиф надеется, что англичане вместо него все же затащат камень на гору».

От себя добавим, что меморандум явился логическим продолжением соглашения, которое в октябре минувшего года Зеленский подписал с экспортно-кредитным агентством Великобритании.

Весьма показательно, что о широкой программе содействия ВМСУ Киеву удалось договориться не с Вашингтоном, а с Лондоном, который по многим пунктам в отношении Москвы занимает более жесткую позицию, чем американская сторона. Не менее симптоматичен тот факт, что меморандум был подписан накануне начала запланированных на 28 июня — 10 июля самых масштабных за всю историю их проведения международных морских учений Sea Breeze 2021, в которых, помимо Украины и США, примут участие еще 30 американских сателлитов.

Не увидеть в этом новую попытку Запада оказать давление на России просто невозможно. Это к вопросу о том, что воспринимать результаты недавнего саммита Россия—США как пролог к некой «разрядке» в международных отношениях явно не стоит. В то же время и впадать в грех алармизма после подписания «исторического» (по версии украинских СМИ) меморандума Москве тоже не нужно.

Почему? Давайте разберемся.

Передача пары британских тральщиков в ВМС Украины оставила Россию равнодушной

Наполеоновские планы ВМСУ

Для начала стоит понять, почему в Киеве столь пристальное внимание уделяют вопросам укрепления именно морской составляющей своих вооруженных сил. Ответ тут лежит (или плавает?) на поверхности.

Лишенный ударного вооружения фрегат, лишенный ударного вооружения ракетный катер, средний десантный корабль, два переданных Соединенными Штатами б/у патрульных катера, семь малых бронированных артиллерийских катеров, рейдовый тральщик… Вот, в общем-то, и все боевое ядро корабельного состава ВМСУ в их текущем состоянии.

За исключением американских «патрульников», прошедших капремонт, и новых МБАКов made in Ukraine, все прочие корабельные единицы крайне устарели и сильно изношены. Как уже было не раз сказано, ВМСУ сейчас — это не морская мощь, а морская немощь Украины, не способная контролировать даже прибрежную акваторию.

Такое положение вещей закономерно ставит на повестку дня вопрос о скорейшем пополнении корабельного состава ВМСУ. Поскольку местный ОПК с этой задачей справиться объективно не может, взгляды украинских адмиралов закономерно обратились за рубеж. Собственно, это и привело в итоге к появлению в составе ВМСУ двух б/у «патрульников» типа Island, ранее принадлежавших Береговой охране США (до конца года в Киеве надеются получить еще 2-3 «Айленда»).

В рамках той же политики «с миру по нитке — голому флот» украинские моряки вели переговоры со множеством потенциальных иностранных поставщиков. Итогом этой эпопеи попрошайничества стал следующий список украинских военно-морских «хотелок», которые Киев сейчас надеется приобрести:

— 5 турецких корветов типа Ada ориентировочной стоимостью свыше 260 млн долларов каждый;

— 16 американских патрульных катеров Mark VI стоимостью примерно 600 млн долларов;

— 8 ракетных катеров британской разработки, чья постройка обойдется «незалежной» в 1,6 млрд долларов.

Плюс к этому Морская охрана Госпогранслужбы Украины рассчитывает получить 20 французских патрульных катеров FPB-98 Mk.1 за 160 млн долларов.

Как видим, планы — наполеоновские. А потому совершенно невыполнимые. Объясним, почему.

Передача пары британских тральщиков в ВМС Украины оставила Россию равнодушной

Как бык овцу

Политическая конъюнктура постоянно меняется, так что сегодняшнее решение иностранных бенефициаров Киева вооружать украинцев завтра легко может испариться, выделенные средства вдруг заморозятся, а рамочные соглашения о поставках иностранной продукции военного назначения повиснут в воздухе. Такой бэкграунд губителен для длительного цикла проектирования и постройки боевых кораблей и не позволяет сколь-нибудь системно пополнять корабельный состав ВМСУ новыми вымпелами из-за рубежа. Своими же собственными силами украинский ОПК «с нуля» смог построить для нужд ВМСУ лишь серию маленьких речных МБАК, имеющих экипаж по 5 человек каждый.

При этом отнюдь не всегда траты на пополнение ВМСУ Киев сможет покрывать иностранными кредитами, в то время как собственная платежеспособность Украины на фоне регулярного попрошайничества в МВФ вызывает большие сомнения.

Далее, имеющаяся в распоряжении Военно-морских сил Украины береговая инфраструктура с большим трудом обеспечивает поддержание в строю и базирование тех «полутора калек», которые сейчас числятся в их корабельном составе. Его кратное увеличение потребует кратного же увеличения учебных заведений, причального фронта, доков, судостроительных и судоремонтных мощностей, арсеналов, хранилищ ГСМ, командных пунктов, пунктов связи и так далее. Без соответствующим образом оборудованного «берега» корабль действовать не может, а если и может, то очень недолго.

В этом свете вопрос развертывания береговой инфраструктуры, необходимой для обеспечения базирования сколь-нибудь крупной корабельной группировки, для «незалежной» в ее текущем состоянии выглядит просто нерешаемым. Дело в отсутствии не только денег, но и необходимых компетенций.

Но если все-таки удариться в ненаучную фантастику и представить, что ВМСУ смогли успешно реализовать все свои «хотелки», то и тут господствовать в Черном море у них не получится. Ведь развернутая в черноморско-азовском регионе межвидовая группировка ВС РФ все равно по своему совокупному боевому потенциалу будет крыть украинскую «армаду» как, простите, бык овцу. Плюс к этому поставки вымпелов из разных стран породят в ВМС Украины совершеннейший бедлам — с обеспечением разномастной корабельной группировки ЗИПом, боекомплектом и личным составом.

Короче, вариант «макси» для ВМСУ со всех точек зрения просто утопичен. Куда более реализуем вариант «мини», при котором амбиции Украины дальше ее прибрежной зоны не простираются. Какое-то подобие контроля за этой зоной устанавливается посредством патрульных катеров (б/у или новых иностранной постройки) и береговых ракетных комплексов национальной разработки (когда Киев наконец найдет деньги для их приобретения). Если к этому получится добавить что-то еще — отлично, а если не получится… Ну, значит не получится.

Что до дальней морской зоны, то там интересы Украины будет защищать либо никто, либо НАТО. Вместе с тем, «незалежной» все же желательно иметь один-два вымпела, способных пересекать Черное море и, в случае необходимости, выходить даже в море Средиземное. «Полудохлый» флагман ВМСУ фрегат «Гетман Сагайдачный» тут не годится. Зато для задач демонстрации флага неплохо подойдут те самые обозначенные в меморандуме два британских б/у тральщика-искателя мин типа Sandown.

Учитывая целевое назначение этих кораблей и их вооружение, их появление у Украины вряд ли станет «красной тряпкой» для России. Зато тральщики не надо долго строить, они уже есть — вся серия кораблей типа Sandown была спущена на воду в 1988–2001 годах.

К тому же ВМС Великобритании находятся в режиме жесткой экономии, так что избавление еще от пары не самых новых тральщиков (ранее три таких корабля уже были переданы саудитам, а еще три — эстонцам) английские адмиралы воспримут спокойно. Особенно с учетом того, что приобретение украинцами тральщиков-искателей мин надолго привяжет ВМСУ к британским поставкам запчастей, расходников и британскому же постпродажному обслуживанию, за которое «незалежной» придется платить из своего кармана.

Передача пары британских тральщиков в ВМС Украины оставила Россию равнодушной

«Или я, или шах, или ишак…»

Что же получат от приобретения тральщиков украинцы?

Ну, во-первых, пусть и небольшие (стандартное водоизмещение — 465 тонн) корабли, но обладающие хорошей мореходностью и приличной дальностью плавания.

Во-вторых, пара относительно современных тральщиков, способных обнаруживать и уничтожать морские мины с помощью дистанционно управляемых поисковых аппаратов, — это для современных ВМСУ, с их единственным 90-тонным рейдовым тральщиком «Геническ», построенном по проекту 1960-х годов, вообще «космос».

В-третьих и в главных, обладание тральщиками, спроектированными и оборудованными в соответствии со STANAG — стандартами НАТО, позволит существенно увеличить вовлеченность ВМСУ в мероприятия Североатлантического альянса, что полностью отвечает интересам современного военно-политического руководства Украины. Одно дело — отработка «совместного маневрирования» какого-нибудь HMS Defender и утлых МБАК близ Одессы. И совсем другое — «стажировка» украинского тральщика вместе с постоянной противоминной группой НАТО в Черном или даже Средиземном море.

Сами понимаете, что второе выглядит куда пафоснее и внушительнее. Вступление Украины в НАТО такие туры в Средиземку, разумеется, не приблизят, но мы же понимаем, насколько для Киева важна картинка «мы с НАТО»?.. Словом, получив британские тральщики, Киев получит и такую картинку.

А вот британское обещание посодействовать оснащению ВМСУ ракетными катерами сразу напомнило притчу про Ходжу Насреддина и ишака, которого хитрец учил богословию для шаха. Указанные в меморандуме 5 лет — это в современной политике большой срок. За него, как говаривал Насреддин, «кто-нибудь обязательно умрет — или я, или шах, или этот ишак».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх