На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Короткая жизнь гениального актера Анатолия Солоницына: подорвал здоровье на съемках "Сталкера" и ушел в 47 лет

Его снимали Панфилов и Герман, Прошкины и Губенко, Алов и Наумов, Михалков и Шепитько, Бабич и Абдрашитов, Климов и Зархи… Трудно поверить, но гения отечественного кинематографа в свое время трижды не приняли в ГИТИС.

Анатолий Солоницын родился 30 августа 1934 года в городе Богородске Горьковской области. Интересно, что при рождении ему было дано имя Отто. Отец мальчика - Алексей Федорович был журналистом, дружил с Валерием Чкаловым, их соседом по дому в Горьком.

Отца воодушевила экспедиция ледокола "Челюскин", которую возглавлял Отто Шмидт. Сына он назвал в честь ученого-полярника. С началом войны с фашистской Германией это широко распространенное в те годы немецкое имя по понятным причинам потеряло популярность в Советском Союзе, и Отто Солоницын стал Анатолием Солоницыным.

Отец работал редактором газеты, а мать - Нина Кузьминична Ивакина - диктором на местном радио. Мама Анатолия была невероятно красивой женщиной и в юности мечтала о сцене, однако родные решили, что в семье достаточно одного актера, родного брата мамы. Когда Толе исполнилось три года в семье появился младший брат Алексей.

Способности к актерству впервые стали всем очевидны, когда учительница литературы задала Толе выучить для школьного вечера отрывок из "Войны и мира" - тот, где Наполеон ждет депутацию с ключами от Москвы. Толя прочитал замечательно, и с тех пор в школе были уверены: ему прямая дорога на сцену. Но после седьмого класса он объявил, что пойдет в строительный техникум.

"Солярис".

Отец одобрил выбор сына, а уже через два месяца после начала занятий оказалось, что Анатолий ходить на занятия перестал. Вместо этого он отправлялся в кинотеатр или в оперетту. Деньги на эти походы он выручил, продав две простыни из запасов бабушки. В доме разразился скандал. Толя поклялся деньги вернуть, устроился слесарем на завод, твердо пообещав отцу: "Я исправлюсь!" Обещание свое он сдержал.

Вскоре отца перевели на работу в город Фрунзе, и вся семья поехала вслед за ним. Анатолий самостоятельно прошел программу восьмого и девятого классов, сдал экстерном экзамены и поступил в десятый.

Анатолий Солоницын.

Поучив аттестат о среднем образовании, Анатолий Солоницын поехал в Москву, поступать в ГИТИС. Он стремился только в ГИТИС, даже не стал, как все абитуриенты, поступать параллельно в другие театральные вузы. Выдержав два тура, на третьем он провалился. Возвращаться домой неудачником не пожелал и завербовался в геологическую партию на Иссык-Куль.

Юношу и других рабочих обманули с оплатой, и домой совестливый Анатолий возвращался пешком, пройдя путь от озера Иссык-Куль до Фрунзе. Когда еле живой от усталости и голода Толя переступил порог квартиры и рассказал, как шел, отец заметил с юмором: "Сынок, да ты проделал путь Пржевальского!"

Три года подряд он пытался поступить в ГИТИС и трижды ему отказывали. Тогда Анатолий отправился в студию при Свердловском драматическом театре.

После третьего тура в свердловской театральной студии, когда решалась судьба Солоницына, его младший брат дома с нетерпением ждал его возвращения. Заходит грустный Анатолий, ставит на стол бутылку дешевого вина и говорит: "Давай, Лешенька, выпьем - меня не приняли". Они разлили по граненым стаканам вино, брата душат слезы - не может он понять, почему такого одаренного человека не берут в актеры. Молча опрокинули в себя содержимое стаканов, и вдруг Солоницын как засмеется: "Да приняли! Приняли!" Брат набросился на него с кулаками и хохотал от радости.

Приемная комиссия отметила, что у абитуриента Солоницына способности неплохие, но внешность не актерская: ранние залысины, сутулится, глаза, как сказал кто-то в комиссии, запавшие, глубокие. И тут два ведущих актера - Адольф Ильин, отец известного ныне Владимира Ильина, и Константин Максимов - отдали за Солоницына свои голоса и его взяли.

Анатолий Солоницын.

Учился Солоницын очень увлеченно, не обращая внимания на бытовые трудности и проблемы. Вечерами много читал. Даже когда оказалось, что он болен цингой, за помощью к родным не обращался, а самому отчаянно не хватало средств ни на лекарства, ни на нормальное питание.

На помощь пришел младший брат. Алексей продал старинную церковную книгу, доставшуюся ему от деда, и смог купить продукты и лекарства для Анатолия.

Как лучшего выпускника Толю оставили работать в Свердловском драмтеатре. Но оказалось, что такие актеры, как Солоницын, не очень-то нужны. Требовались либо герои-красавцы типа Ланового и Тихонова, либо обаятельный простаки типа Пуговкина и Кононова, но на эти роли Толя не подходил. Время актеров, несущих в себе какую-то тайну, размышляющих, типаж которых - "неврастеники" (Смоктуновский, Борисов, Солоницын) еще не пришло.

Анатолий Солоницын.

Однажды в театре оказался Глеб Панфилов, который только готовился выпустить свою первую короткометражную ленту. Он и пригласил Солоницына сниматься. К тому времени Анатолий успел прочесть сценарий фильма "Андрей Рублев", напечатанный в журнале "Искусство кино". С тех пор мечта о роли Андрея Рублева поселилась в сердце актера. Он уговорил Глеба Панфилова, отправившегося после съемок назад в столицу, узнать, кого утвердили на роль главного героя и утвердили ли вообще.

Когда же Панфилов рассказал Солоницыну по телефону, что не совсем еще определились с актером, (хотя все были уверенны, что это будет Станислав Любшин), Анатолий без тени сомнения, взяв отпуск, отправился в Москву. Тарковский разрешил сделать несколько снимков актера, скорее из жалости к последнему. Андрей странно на него посмотрел и сказал помощнику: "Ладно, сделайте фотопробу, раз актер приехал издалека".

Но после просмотра фотографий Тарковский вызвал Солоницына на кинопробы и сумел отстоять его кандидатуру перед художественным советом. Михаил Ромм, учитель Тарковского, покачал головой: "Андрей, этот человек фильм загубит. У тебя же есть прекрасные кандидатуры! Даже зарубежного актера можно вызвать. Зачем тебе этот? Он же театрален, он ничего не понимает в кино!"

Андрей объявил: без Солоницына он снимать "Андрея Рублева" отказывается.

"Андрей Рублев". С Николаем Бурляевым.

Во время работы над фильмом стало ясно, что Тарковский не ошибся. Актер удивительным образом совпал с главным героем. Но Солоницын еще и умел идти за режиссером, выполняя неукоснительно все требования, малейшие пожелания, вырисовывая образ главного героя.

С тех пор Андрей Тарковский неизменно приглашал Солоницына в свои фильмы. Правда, тот же "Андрей Рублев" какое-то время пролежал на полке и был выпущен в прокат уже в 1971 году, да и то ограниченно. Фактически, настоящая премьера состоялась уже в 1987 году, когда исполнителя роли главного героя уже не было в живых.

Андрей Тарковский.

"Меня так долго ломали в театре, так долго гнули, видимо, я уже треснул. Отвык от настоящей работы, а в кино, ко всему, еще особая манера. Слишком много сразу свалилось на мои хилые плечи. Я не привык носить столько счастья, носил всегда кое-что другое. Ну, посмотрим. Тарковский относится ко мне хорошо. Мы как-то притираемся друг к другу, находим общее. Парень он, конечно, очень талантливый, дано Богом. Мне с ним очень интересно" - написал Анатолий с письме к брату Алексею.

Тарковский считал актера инструментом для воплощения режиссерского замысла, декларируя, что тому и замысел в полном объеме знать не надо. Вот и не сложились его отношения с Донатосом Банионисом, актером классической школы, задающим чересчур много вопросов по системе Станиславского. И сложились с Солоницыным, - этот старался максимально точно выполнить указания и на "Андрее Рублеве", посадил голосовые связки, готовясь к съемке данного Рублевым обета молчания. Тарковский говорил, что его голос должен был быть надтреснутым, старческим...

Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын.

Анатолий был младше Андрея всего на два года, но относился к Тарковскому как к учителю, называл по имени-отчеству. Тот возмущался:

— Какой я тебе Андрей Арсеньевич?! Зови просто Андреем.

— Хорошо, Андрей Арсеньевич.

Не мог переступить эту грань - между учителем и учеником, между режиссером и актером, воплощающим его замысел.

Начиная с "Андрея Рублева" Тарковский не мыслил своих картин без Солоницына. "Если роли для Анатолия в фильме не было, она придумывалась специально, подобно Прохожему в "Зеркале", - вспоминала Маргарита Терехова.

"Сталкер". Кадр из фильма.

"Когда мы снимались в "Солярисе", мне было всего 18 лет, - вспоминает Наталья Бондарчук. - Но мне казалось, что Анатолий младше меня. Он был ранимым ребенком. И Тарковский пользовался этой его доверчивостью. Он доводил Солоницына до такого состояния, что у того дрожали зрачки и руки. "Толя, у меня сердце болит!" - кричал Тарковский. И Толя так переживал и нервничал, что расстроил любимого режиссера, что начинал играть именно то, что нужно было Тарковскому".

Солоницын снимался достаточно много, со временем его актерский талант раскрылся, режиссеры с удовольствием работали с Анатолием, который умел слышать режиссера и при этом никогда не терял своей индивидуальности.

Съемки Солоницына у других режиссеров Тарковский воспринимал как измену. А тот играл у Панфилова ("В огне брода нет"), Михалкова ("Свой среди чужих, чужой среди своих"), Германа ("Проверка на дорогах"). Особую неприязнь вызвало у Андрея Арсеньевича сотрудничество Солоницына с Сергеем Герасимовым ("Любить человека"), которого Тарковский считал личным врагом и работа с Александром Зархи ("Двадцать шесть дней из жизни Достоевского").

Анатолий Солоницын и Евгения Симонова."Двадцать шесть дней из жизни Достоевского".

Сыграв великого писателя в фильме "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского", Солоницын получил престижную награду за роль - "Серебряного медведя" Берлинского кинофестиваля. Андрею Тарковскому лента не понравилась.

"Сталкер". Кадр из фильма.

Сложилась и личная жизнь актера. Первый его брак был недолгим: он женился на Людмиле Успенской, сотруднице Свердловской киностудии. Супруга была очень ветреной особой и брак распался.

В дневнике артист писал: "Я - романтик. Худой Дон Кихот, который верит в дружбу, в любовь, в честность и верность. Взамен я редко что-нибудь получаю".

Второй супругой актера стала Лариса Сысоева, студентка химического техникума, где Солоницын вел драматический кружок. У них родилась дочь Лариса.

Некоторое время Солоницын работал в таллинском Русском театре. В Таллине Анатолия хорошо приняли труппа и публика, собирались дать квартиру. Но режиссер Арсений Сагальчик предложил ему поработать в Ленинграде, а Солоницын очень любил этот город, мечтал в нем обосноваться. Он, конечно, согласился.

В Театре имени Ленсовета сыграл несколько ролей, в том числе в "Варшавской мелодии" с Алисой Фрейндлих . Ему дали комнату в общежитии. Придя к нему на новоселье, Алиса Бруновна с мужем Игорем Владимировым изумились - какая мебель! Солоницын раскрыл секрет: купил вольтеровские кресла в комиссионке за смешные деньги и отреставрировал.

Когда Тарковский позвал его играть в "Ленкоме" Гамлета, он оставил Ленинград и переехал в Москву.

Когда Солоницын репетировал роль Гамлета, брат спросил, ходил ли он на Таганку, видел Высоцкого? Он ответил: "Нет, не пойду, потому что Высоцкий очень заразителен, я боюсь, что начну ему подражать".

Анатолий Солоницын в роли Гамлета.

И его Гамлет был прямая противоположность Высоцкого. У Любимова это был человек страсти, рвущий все, что встречается на его пути, Высоцкий с его темпераментом, играл его гениально.

У Солоницына был Гамлет созерцатель, наблюдающий, глубоко верующий человек, который не хочет быть таким как Клавдий, как его мать... Тарковский и в кино хотел Гамлета ставить, и за рубежом, но не нашел ни денег, ни поддержки.

У Солоницына с женой Ларисой отношения не сложились. То, что семья распалась, что с обожаемой дочкой, которой было восемь лет, он теперь виделся нечасто, стало для него катастрофой. Он был хорошим семьянином по натуре, а началась неприкаянная жизнь в сорок лет в восьмиметровой комнатке ленкомовского общежития. Солоницын всю жизнь был бессребреником.

Тоску он заглушал известным на Руси способом. Солоницын дружил с Александром Кайдановским, Алексеем Ваниным, Михаилом Кононовым, а после съемок в картине Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" - с Юрием Богатыревым.

"Свой среди чужих, чужой среди своих".

Вокруг Анатолия всегда кипела жизнь - съемки, спектакли, выступления, посиделки, но не было единственной нужной ему женщины. Он встретил ее на съемках "Сталкера". Кстати, на съемках "Сталкера" Анатолий очень сильно подорвал здоровье. Фильм переснимали три раза.

Там, на заброшенной станции под Таллином, была какая-то гнилая атмосфера. У Анатолия были проблемы с легкими, он был подвержен частым простудам, а там приходилось большую часть времени проводить в воде, грязи. Тарковский, смеясь, поливал его пальто из лейки, чтобы фактура ткани была хорошая. Солоницын ходил все время в мокром.

На съемочной площадке Солоницын познакомился с будущей женой. Светлана, не поступив в театральный, работала на "Мосфильме" помощницей гримера. Будучи на двадцать лет моложе Анатолия, она оказалась не по годам мудрой. С ней он успокоился, даже немного поправился, чего с ним, от природы худым, до той поры не случалось.

Супруга сопровождала актера на съемках, умея создать даже в гостиничном номере уютную домашнюю атмосферу.

Анатолий Солоницын.

Анатолий переселился к Светлане в коммуналку в Люберцах. Кайдановский, помогавший Толе переезжать, окинув взглядом его новое жилье, вздохнул: "Куда же ты опять попал..." Но Солониын был счастлив.

У них родился сын Алексей. Солоницын мечтал о большой семье, но к сожалению, этому не суждено было случиться.

Анатолий Солоницын. Лорд Сент-Джон в фильме "Принц и нищий".

На съемках картины "Великая судьба", проходивших в Монголии, Анатолий упал с лошади, сильно ударился грудной клеткой, начал кашлять. Дома поднялась температура, его положили в больницу.

Его друг, врач, сказал жене и брату Алексею, что обнаружили рак легкого. Солоницыну сделали операцию, удалили легкое, но время было упущено, уже пошли метастазы в позвоночник. Светлана боролась за его жизнь до конца, искала врачей, доставала нужные лекарства.

Анатолий Солоницын и Евгения Симонова."Двадцать шесть дней из жизни Достоевского".

Добившись разрешения въехать в наконец-то приобретенную кооперативную квартиру, Светлана привезла туда из больницы мужа.

Он худел и слабел, но не желая расстраивать родственников, старался уверить, что все будет хорошо.

Анатолий Солоницын.

Тарковский навестил больного актера всего раз. Андрей Арсеньевич в скором времени собирался в Италию на съемки "Ностальгии". Ранее Тарковский планировал снимать Солоницына в "Ностальгии", но взглянув на состояние Анатолия, понял, что тот уже не поправится.

Они пытались шутить. Анатолий подарил Тарковскому "Воспоминания Аполлона Григорьева" - в одной из поездок купил два экземпляра, для себя и любимого режиссера. Тот попросил: "Надпиши, пожалуйста".

И Анатолий сделал надпись: "Андрею Арсеньевичу Тарковскому с почтением Анатолий Солоницын". Андрей Арсеньевич знал, что приехал попрощаться с любимым актером. Он прощался и с Анатолием, и с Россией, в которую больше не вернется.

Когда Солоницын узнал, что съемки "Ностальгии" идут полным ходом с Янковским, у него отнялись ноги. Он так и не смог больше встать и попросил Светлану снять фотографию Тарковского со стены.

Анатолий Алексеевич уходил тяжело и терпеливо переносил все муки. Его силы были направлены на то, чтобы максимально облегчить переживания людей, которые были рядом с ним - жены и любимого брата.

Анатолий Солоницын.

В июне 1982 года его не стало. Ему было 47 лет.

Но снова и снова с экранов смотрит на зрителя его глазами с необъяснимой пронизывающей грустью Андрей Рублев, лорд Сент-Джон из "Принца и нищего", Василий Сарычев из фильма "Свой среди чужих...", астробиолог Сарториус из "Соляриса", писатель из "Сталкера", Толик Чикин из фильма "Из жизни отдыхающих", отец Павлика из фильма "Мужики!", Павел Гаврилович Портнов из "Восхождения", майор из "Проверки на дорогах", судебный врач из "Зеркала", Анри Фарман из "Воздухоплавателя", следователь из "Пока стоят горы", Дмитрий Андреевич Калмыков из "Любить человека", полковник Хофмайер из "Под каменным небом"...

Анатолий Солоницын.

P. S. Через четыре года Андрей Тарковский умер на чужбине, от той же самой болезни, что и его талисман - от рака легких.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх