На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Венгерско-украинская битва за Закарпатье продолжается

В начале февраля в украинский парламент поступил новый законопроект. Авторами его являются без малого три десятка депутатов, и большинство из них из партии «Слуга народа». Проект собирается регулировать использование муниципальными органами власти символов иностранных государств. Что это за иноземные державы, напрямую не говорится, но все понятно и так — Венгрия и чуть-чуть Румыния, чьи флаги используются городскими и сельскими советами в местах компактного проживания представителей данных национальностей.

Законодательная инициатива депутатов ― это очередной эпизод «разборок» между Будапештом и Киевом, которые уже превратились в настоящий сериал. К концу президентства Петра Порошенко отношения двух стран зашли в тупик, и венгерский премьер Виктор Орбан даже сказал, что с украинскими президентом ему беседовать не о чем. Однако после выборов 2019-го произошли определенные изменения, и до недавних пор наблюдалось нечто, напоминающее оттепель. Например, в сентябре в Закарпатье встретились глава МИД Украины Дмитрий Кулеба и министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто. Переговоры прошли так хорошо, что по их завершении Кулеба заявил: есть реальные шансы на принятие закона, регулирующего вопрос двойного гражданства. Тема эта острая, спорная, из-за нее по линии Киев — Будапешт не раз вспыхивали скандалы, а тут Украина устами своего министра вроде как проявила добрую волю.

Прошел месяц, и случился конфликт. В связи с местными выборами на Украине ряд чиновников, включая Сийярто, призвал соотечественников голосовать за Партию венгров Украины. Вне выборов она функционирует как Общество венгерской культуры Закарпатья и известна под мадьярской аббревиатурой КМКС. На выступление Сийярто в Киеве отреагировали резко, но потом обе стороны умерили пыл, и Кулеба сообщил о возобновлении диалога. Правда, Иштвану Греже, правительственному уполномоченному по вопросам сотрудничества с Закарпатьем, запретили въезд на Украину. Но это, в принципе, мелочи, поскольку на исходе осени начался самый лютый трэш.

СБУ устроила обыски в нескольких венгерских организациях, а также в доме председателя КМКС Ласло Брензовича. Причем обыск у него длился аж двенадцать (!) часов. Попутно разразился скандал из-за села Сюрте, расположенного под Ужгородом. На сессии сельсовета депутаты спели венгерский гимн, двое «слуг народа» узрели в этом измену и обратились в СБУ и прокуратуру. Дальше больше: по интернету стало расползаться видео, где человек в камуфляже с символикой «Правого сектора» угрожает жителям Берегово — города, являющегося центром венгерской общины Закарпатья. Затем поступили новости о том, что местным мадьярам приходят э-мейлы с обещаниями всех перерезать или «потравить, как крыс».

Виноватой назначили Россию и традиционно списали происходящее на «руку Кремля». В Венгрии в это не поверили и заявили, что украинская власть создает в Закарпатье ситуацию гражданской войны. Подразумевалась, конечно, центральная власть, хотя, похоже, дело было отнюдь не в ней. Страсти запылали именно тогда, когда в областном совете шла борьба за распределение должностей. Фракция у КМКС небольшая, но она могла изменить расклад сил. Однако то, что предлагали венграм, видимо, их не устроило, и они уперлись. 8 декабря прошло первое заседание новоизбранного облсовета, и в знак протеста депутаты от КМКС покинули его в полном составе. Ну а глава партии Ласло Брензович выехал в Венгрию.

Примечательно в этой истории то, что в Киеве не приструнили закарпатских товарищей, серьезно подорвавших отношения с западной соседкой, а, наоборот, стали их покрывать. Миролюбивый прежде министр Кулеба сменил риторику, одобрительно отозвался о действиях СБУ и заявил, что когда венгры переходят «красные линии», то украинская сторона бьет их по рукам. Грозные слова прозвучали незадолго до Нового года, а уже 2 января Игорь Жовква, заместитель руководителя Офиса президента Украины, как ни в чем не бывало проинформировал: собираемся прийти к обоюдному доверию и готовимся к встрече Зеленского с Орбаном. На фоне декабрьского трэша с обысками и скандальными видео сказанное Жовквой выглядело странно. Вскоре выяснилось, что ожидается визит на Украину Петера Сийярто. В Киеве это преподносили как желание Будапешта помириться, но позднее губернатор Закарпатья Анатолий Полосков проговорился, что приглашение последовало от Кулебы.

Визит состоялся 27 января, а накануне посольству Венгрии, консульствам в Ужгороде и Берегово и нескольким мадьярским организациям пришли анонимные угрозы. В электронных письмах адресатов пугали большой кровью. И опять всю вину возложили на Кремль с его постоянными кознями, и вновь венгры на это не купились. Что касается переговоров Кулебы и Сийярто, то они прорывом не оказались. Обсуждались законы об образовании и языке, которые в Будапеште воспринимаются как дискриминационные. В итоге решили собрать рабочую группу и провести консультации.

А потом Петер Сийярто посетил телеканал «Наш» и дал ему эксклюзивное интервью. «Наш» считается на Украине оппозиционным, и венгерский министр предпочитает такого рода СМИ — в 2020-м его можно было увидеть в студии NewsOne (один из каналов, закрытых недавно указом Зеленского). Выбор медиаплощадки — явная шпилька, отпущенная венграми. Это неудивительно, ведь сам Сийярто говорил, что две страны переживают «темный период». Добавим, что и действуют они в той же логике — конфронтационной.

3 февраля венгерские депутаты Европарламента обратились к спикеру ЕП по поводу запугивания мадьяр, живущих на Украине. Позднее письмо было отправлено главе европейской дипломатии Жозепу Боррелю. А на Украине 8 февраля в парламент передали вышеупомянутый законопроект об использовании символики. Нетрудно догадаться, что авторы проекта намереваются запретить использовать венгерские флаги и петь на сессиях гимн западной соседки. Данные законодательные новшества имеют хорошие перспективы, хотя по большому счету они ни к чему не приведут. Закарпатским мадьярам давно предъявляют претензии из-за символики, и у них уже приготовлены отговорки: красно-бело-зеленое полотнище ― это флаг не Венгрии, а венгров, населяющих разные государства: Румынию, Словакию, Сербию и др. С гимном и того проще — он начинается со слов «Боже, мадьяр благослови!», а значит, это не гимн, а молитва. Еще одна уловка — исполнять это музыкальное произведение после официального закрытия сессии местного органа самоуправления.

Не принесли особых результатов и обыски в венгерских организациях. 13 февраля прошло очередное заседание КМКС. Находящийся в изгнании Ласло Брензович выступил по скайпу. Также в онлайн-режиме в мероприятии участвовала Андреа Бочкор, уроженка Берегово и депутат Европейского парламента, внесенная год назад на сайт «Миротворец». То есть эти люди продолжают свою деятельность, равно как и будапештские чиновники, которым запретили въезд на Украину. Например, Иштван Грежа в январе приехал на границу и, не переходя разделительную черту, передал партию медикаментов. Акция была нарочитой, демонстративной, правительственного уполномоченного сопровождала толпа венгерских журналистов, и под камеры Грежа заявил, что пора положить конец этому абсурду.

В целом, запретительные меры не мешают Венгрии вести себя в Закарпатье совершенно по-хозяйски. В Ужгороде за деньги будапештского правительства началась реконструкция сцены областного музыкально-драматического театра. Работы такого размаха в этом учреждении культуры проводятся впервые, и на них потратят около 450 тысяч евро. При этом западная соседка Украины не тратит деньги бездумно. Несколько лет закарпатским медикам и учителям, работающим с местными мадьярами, выделяли материальную помощь. Но после того, что случилось в декабре, из Будапешта пришло указание не платить тем людям, чьи действия несовместимы с целями национальной венгерской политики. То есть условием получения денег является лояльность, и отнюдь не Украине.

11 февраля в Брюсселе собрался Совет ассоциации ЕС — Украина. Спустя пару дней в киевских СМИ появилась информация о том, что на совещании еврокомиссар по вопросам добрососедства и расширения Оливер Варгеи (он, ясное дело, венгр) требовал от украинской стороны признать факт давления на мадьяр и закрыть сайт «Миротворец». В качестве примера комиссар приводил Андреа Бочкор. Варгеи ничего не добился, а когда перипетии заседания слили в прессу, чиновника ЕС самого внесли на «Миротворец» . Правда, довольно быстро фамилия Варгеи исчезла: видимо, кто-то решил, что присутствие еврокомиссара в базе данных ― это уже слишком. Впрочем, это еще не финал. Подобный эпизод однозначно не последний, и венгерско-украинская «Санта-Барбара» продолжается.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх