На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Почему Россия должна субсидировать частный бизнес Алекперова?

"Лукойл" и Минэнерго заключили соглашение о предоставлении мер поддержки модернизации Нижегородского НПЗ. Компания воспользовалась механизмом стимулирования инвестиций в заводы с низкой глубиной переработки в виде инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефть. По предварительным оценкам, "Лукойл" получит более 70 млрд руб. субсидии до 2031 года, что почти полностью покроет его затраты.

Цифры, которые "Лукойл" декларирует по итогам модернизации, выглядят убедительно. Глубина переработки нефти на заводе вырастет до 97%, выход светлых нефтепродуктов – до 74%. На заводе появится установка замедленного коксования для производства нефтяного кокса мощностью 2,11 млн тонн, установка гидроочистки дизтоплива и бензина на 1,5 млн тонн и другие объекты.

Модернизация отечественной нефтепереработки - дело важное и давно назревшее. С 2019 года, когда был завершён "налоговый манёвр", налоги на добычу поднялись, а экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты сократилась, нефтепереработка в России фактически стала убыточной. И чтобы компании продолжили вкладываться в модернизацию, правительство готово предоставить им стимулы. Инвестиционные соглашения с Минэнерго уже подписали "Татнефть" (объём реконструкции 50 млрд руб.) и "Газпром нефть" (200 млрд руб.).

Однако история с Нижегородским НПЗ и "Лукойлом" вызывает, мягко говоря, некоторые вопросы.

Во-первых, надо приводить в порядок налоговую систему в целом, а не идти по пути "изъятия из правил", как в данном случае. Нельзя, чтобы нефтепереработка балансировала на грани рентабельности. А во-вторых, непонятен механизм применения стимулирования в отношении именно этого завода. К моменту подписания соглашения (24 марта) "Лукойл" практически завершил модернизацию. Запуск обновлённого завода запланирован на IV квартал этого года. А ведь налоговое стимулирование было задумано для тех компаний, которые не успели начать модернизацию и теперь попали под налоговые ножницы.

Нельзя не отметить, что 30% продукции Нижегородского НПЗ уходит на экспорт. По сравнению с другими НПЗ России это один из наиболее экспортоориентированных заводов. В ситуации, когда наш рынок находится в очень сложном положении, этот завод ориентирован в том числе на рынки других стран.

По объёму переработки Нижегородский НПЗ входит в тройку ведущих российских НПЗ. Приватизирован он был "Лукойлом" в 2001 году буквально за гроши – за 90 процентов акций компания выложила 26 млн долларов. И это притом что буквально через несколько лет 7 процентов акций того же завода были выкуплены у миноритариев за 154 млн.

Главным лоббистом приватизационной сделки выступали ныне покойный Борис Немцов и ныне здравствующий Герман Греф. А теперь государство ещё и возмещает почти всю стоимость модернизации "НОРСИ". Вложено было в модернизацию, по оценкам самого "Лукойла", около 80 млрд руб., из них 70 млрд будет компенсировано в течение 10 лет.

Какими принципами руководствовалось Минэнерго, когда заключало соглашение с "Лукойлом, я не очень понимаю. Частная нефтяная компания получит за практически завершённую (на начало года "Лукойл" давал цифру готовности завода, равную 86%) модернизацию Нижегородского НПЗ государственную компенсацию, то есть увеличит прибыль на офшорных счетах господ Алекперова и Федуна.

Ещё раз повторюсь, заниматься надо комплексной программой изменения налоговой нагрузки на нефтеперерабатывающие заводы, а не выбирать наиболее привлекательные объекты, которые получают преференции и на фоне других оказываются в лучшем положении. Мало того, что здесь открывается поле для коррупционных договорённостей, это ещё ведёт в тупик всю экономику страны.

Правильный вопрос звучит следующим образом: сможет Минэнерго решить налоговую дилемму и продавить реформу или всё останется как есть, к вящей радости "ответственных" чиновников?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх