Свежие комментарии

  • Вольг Переплутович
    А Собянин & Co и не собираются жить в России. Привожу пример: у Лужкова семья в Лондоне, сам, по слухам, в Калинингра...Мигранты присосал...
  • александр
    А Путин и другие знают об этой фигне???????? Этих уродов надо не просто наказывать, их надо уничтожать. Это враги нар...Мигранты присосал...
  • Воробей
    Интересно, какие обоснования для необходимости уничтожения Киева приводили те, кто принял такое решение? Ведь, если о...Крещатик в огне. ...

Бабий Яр-2021: как потомки палачей хотят задним числом прописаться среди жертв

В сентябре этого года исполняется 80 лет с даты массовых убийств советских граждан в киевском Бабьем Яру. В годы Великой Отечественной войны тут было уничтожено в ходе нескольких месяцев казней, по разным оценкам, от 60 до 200 тысяч людей, большую часть из которых составляли советские евреи. Кроме них, жертвами Бабьего Яра стали также цыгане, русские, украинцы и другие жители Киева и прилегающих окрестностей.

На Украине собираются представительно отметить юбилей трагедии. «Украинская власть вместе с благотворительным фондом «Мемориал Холокоста «Бабий Яр» готовит мощную программу к 80-летию трагедии в Бабьем Яру.

Бабий Яр-2021: как потомки палачей хотят задним числом прописаться среди жертв

«6 октября 2021 года на территории Бабьего Яра состоится официальная церемония с участием мировых лидеров, деятелей еврейских организаций, которые выжили во время Холокоста, и украинцев, которые спасали евреев от смерти во время нацистской оккупации и получили звание Праведников народов мира», – говорится в сообщении Офиса президента Зеленского.

Главный администратор Зеленского Андрей Ермак заверил, что первая очередь строящегося сейчас Мемориального центра Холокоста будет открыта в этом году. Полностью строительство музейно-мемориального комплекса обещают закончить за пару лет.

На Банковой считают, что «это является событием мирового масштаба», которое должно продемонстрировать, что «Украина является страной толерантности».

С этого момента протокольно-торжественная часть заканчивается и начинаются не столь торжественные серые будни. Здесь все выглядит несколько иначе. Вместо толерантности – ожесточенная грызня «организованных исторических группировок», предметом которой являются как деньги, так и память.

На кону стоит – ни много ни мало – какая именно интерпретация событий 80-летней давности будет высечена в камне и запечатлена на стендах музейных экспозиций. Ведь, как мы знаем из растасканного на цитаты творения Оруэлла, кто контролирует прошлое — тот контролирует будущее. Правда, цитирующие этот момент часто опускают или забывают не менее важную оконцовку этого афоризма: «Кто контролирует настоящее — тот контролирует прошлое».

А украинское настоящее нынче контролирует нынешний обитатель Банковой со своей свитой. Ни для кого не секрет, что Зеленский – сам еврейского происхождения, а значит, не чужд темы Бабьего Яра. Может, поэтому строительство мемориала именно за последние два года внезапно нашло влиятельных покровителей во власти и, соответственно, ускорилось, выйдя на финишную прямую.

Бабий Яр-2021: как потомки палачей хотят задним числом прописаться среди жертв

Тут надо сказать, что проект мемориала в Бабьем Яру – история, как говорят, с бородой. Не будем углубляться совсем в далекое прошлое, скажем лишь, что при Порошенко эта история также звучала, хотя и не столь громко. Правда, тогдашний президент был лишен еврейского сантимента, а окружавшие его пропагандисты, как могли, чинили мемориальному проекту всяческие препятствия и ставили палки в колеса.

Дело в том, что существует не один, а целых два проекта мемориала. Первый – тот, который реализуется сейчас – является частной инициативой упомянутого выше одноименного благотворительного фонда и содержит слово «Холокост» в своем названии.

Второй – рожденный порошенковскими пропагандистами националистической окраски проект «украинского» мемориала, продвигаемый Общественным комитетом «Баьий Яр», первую скрипку в котором задает небезызвестный в прошлом «министр памяти», а ныне – нардеп от партии Порошенко Владимир Вятрович, а вместе с ним – лидеры ОУН, представители националистической интеллигенции и примкнувший к ним еврейский активист Йосып Зисельс, критикуемый одноплеменниками за подмахивание бандеровцам на регулярной основе.

Все эти «добрые люди» критикуют реализуемый на частные деньги и поддерживаемый Зеленским и Ермаком проект с той позиции – что это «неправильные деньги». То бишь – российские. Они так и говорят – «деньги путинских олигархов», имея в виду ключевых спонсоров мемориала из российской «Альфа-групп» – Михаила Фридмана, Петра Авена и Германа Хана.

Мол, пока «наши хлопцы» отражают «путинскую агрессию» на востоке, коварный Кремль запустил в самое сердце Киева наполненного «путинскими деньгами» троянского коня – в виде мемориального проекта в Бабьем Яру. И все ради того, чтобы «сфальсифицировать историческую память украинцев».

Самое интересное, что визги о «кремлевских деньгах» демистифицируются, что называется, в один клик. Декларация о строительстве Мемориала была подписана еще в 2016-м и по финансовой отчетности за 2020-й год проект на 50 процентов профинансирован гражданами Украины. Среди спонсоров – Кличко и Пинчук, а среди активных лоббистов, например, «совесть нации» Славко Вакарчук. Да и потом: хулителям Фридмана почему-то не икались его же деньги, вложенные во львовский джазовый фестиваль. Спокойно ходили на концерты, пили «каву» и не жужжали.

Кроме «сомнительных» спонсоров, ненависть «патриотов» вызывают и художественные кураторы проекта. И первый среди них – художник с действительно скандальной репутацией Хржановский. Самое смешное, что ему достается и в России – только совсем за другое ( в частности, критикуется за историческую недостоверность его артпроект «Дау»). На Хржановского на Украине даже уголовное дело заводили с подачи «патриотов», пытаясь его отодвинуть. И коллективные письма интеллигенции, и атаки СМИ, все отметились.

В чем же причина этих истерик? Она – в принципиально разной сути продвигаемых проектов. Если проект на деньги «Альфа-групп» и прочих еврейских меценатов выдвигает на передний план трагедию еврейского народа, и это действительно – мемориал Холокоста, со всеми вытекающими из данной концепции следствиями – то – назовем его для простоты «проект Вятровича» – изначально строится на том, что Бабий Яр – трагедия «украинская».

Недаром же евреи уже много лет жалуются на ползучую подмену символического пространства, когда в том же Бабьем Яру ставятся памятные кресты полицаям и коллаборационистам из «Буковинского куреня» ОУН, а в качестве «жертв Бабьего Яра» выдвигают на передний план репрессированную немцами коллаборационистскую газету «Украинское слово» во главе с поэтессоой-оуновкой Оленой Телигой.

Получается, что на земле, политой еврейской кровью, ставятся памятники палачам рядом с памятниками их жертвам. И те, и те символически как бы уравниваются. Естественно, для сторонников концепции Холокоста это категорически неприемлемо. Зато для фанатов Вятровича – вполне нормально.

Аналогичную концепцию они продвигают и в отношении другой подобной трагедии – Волынской резни 1943 года, когда десятки тысяч поляков были вырезаны головорезами из ОУН. Преемник Вятровича на посту «министра памяти» Антон Дробович в этом году откликнулся на очередную годовщину Волыни циничными разглагольствованиями о том, что «оба народа должны признать свою вину за жертвы» и «покаяться друг перед другом».

Нетрудно заметить, что вот эта линия на какое то «примирение» прямо восходит к нынешней концепции замены праздника Победы 9 Мая на «день примирения 8 мая». Фактически это плохо скрытая попытка реабилитации нацистских коллаборантов задним числом, путем их контрабандного внесения в «общие списки жертв».

Наконец, еще одно важное отличие. Проектанты мемориала «Бабий Яр» не скрывают того, что в музейной экспозиции будут рассказы выживших, открывающие завесу над активным пособничеством и соучастием местного украинского населения в осуществлении гитлеровских преступлений.

Собственно, соучастие – это та страница из коллективной национальной памяти, которая старательно вымарывается и замалчивается. Вытесняется в сферу коллективного подсознательного. И уже оттуда мертвые продолжают хватать живых, а обанкротившиеся нацистские идеи середины прошлого века продолжают влиять на современность.

“Патриотическое” сообщество, противящееся воплощению текущего проекта, напоминает людей, основной мотив которых заключается в том, чтобы и на похоронах быть главнее покойника.

Суммируя критику, становится понятно, чего националисты боятся в строящемся мемориале больше всего. Боятся они того, что мемориал заставит посетителей выйти из привычного и уютного мифа: что на этой территории жили люди, а потом сюда пришли некие посторонние нелюди и стали убивать людей. Жить в этом мифе было удобно, он казался правильным и праведным.

Они боятся, что мемориал поставит нынешних украинцев перед мыслью о том, что на этой земле жили люди, которые убивали своих соседей. Это ужасно больно и неудобно осознавать. Каждому хочется думать, что он – потомок жертвы, никто не хочет быть потомком палача.

Вот отсюда и рождаются яростные вопли и о том, кто финансирует, и о том, кто руководит и придумывает, и о том, «а что и кому мы должны прощать».

Понятно, что нынешним «вятровичам» весьма некомфортно получить в Киеве известное на весь мир свидетельство того, что те, кому они усиленно седьмой год рисуют нимбы над головами – отнюдь не герои. Ведь мемориал в предлагаемом виде, пожалуй, ключевое отличие, как от националистической, так и от советской версии истории – переворачивает само представление о происходившем в середине сороковых минувшего века в Киеве и на Украине.

Соучастие и коллаборация – это то, что современные глорификаторы нацизма хотели бы максимально скрыть, припудрить и облагообразить. Неудивительно, что намерение поставить факт соучастия в фокус внимания воспринимается ими, как попытка «навязать украинцам комплекс исторической вины за преступления нацизма».

На самом деле, конечно же, тут нет противоречия. И комплекса вины нет. Если он у кого-то есть, то лечится весьма просто – надо всего лишь перестать отождествлять и себя самого, и Украину – с гитлеровцами и с теми, кто присягал им на верность и клялся в вечной дружбе.

После чего все становится с головы обратно на ноги. И преступления нацистов и их пособников становятся преступлениями нацистов и их пособников, а не грехами украинского народа. Если же и дальше упорно натягивать на глобус Украины чучело Бандеры – так чего обижаться, что бандеровские преступления становятся виной всех украинцев.

Бабий Яр-2021: как потомки палачей хотят задним числом прописаться среди жертв

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх