На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Они не дебилы. Они решили захватить все это в короткие сроки. И пользоваться всем бесплатно. Да не тут-то было...Нефтепродукты из ...
  • Валерий Ворожищев
    В течение длительного времени человечество будоражит мысль о Всевышнем, откуда он, реальный ли он и несет ли он ответ...Религия – самый н...

Экономика разделана под Орешкина

30 ноября 2016 года на пост министра экономического развития вступил Максим Орешкин. Тогда 34-летний, как принято сейчас говорить, молодой технократ сменил Алексея Улюкаева, который был снят с должности по обвинению во взяточничестве – и так предполагаемого казнокрада заменили на технократа.

Еще на первом совещании Орешкина с президентом эксперты отметили, что отношение главы государства к новоиспеченному министру было довольно непринужденным, что объясняется довольно скорой сменой кабинета министров. Тем не менее, "годовалому" главе Минфина прочат карьерный взлет, несмотря на явно не позитивную роль возглавляемого им ведомства в экономике. О годовщине работы Орешкина в должности – читайте в материале Накануне.RU.

"Если говорить о российской экономике, то ситуацию можно коротко охарактеризовать: самое плохое уже позади, но темпов роста, конечно, еще недостаточно. Поэтому главная задача на предстоящий год – это подготовка ключевых мер, которые позволили бы снять структурные преграды для роста российской экономики и позволили бы ей двигаться вперед", – так описал свою предстоящую деятельность Максим Орешкин 30 ноября 2016 года.

Тогда многие независимые эксперты сходились во мнении, что заместитель Силуанова во главе Минэка будет "смотреть в рот" старшим товарищам и делать все по их указке. Соответственно, и "ключевые меры", которые станет готовить Орешкин, будут подготовлены не им, а общими усилиями. Сами же "кураторы" нахваливали назначенца.

"Назначение руководителем Минэкономразвития Максима Орешкина хорошее решение. Справится", – писал тогда в "твиттере" Алексей Кудрин.

Вместе с ним и Антон Силуанов похвалил нового министра, назвав его "классным макроэкономистом" и "суперквалифицированным специалистом".

Однако, тогда не было ясно, чем же обернется деятельность Максима Орешкина. А деятельность его предшественника Алексея Улюкаева известно, чем обернулась, – сейчас эту деятельность разбирают в суде под пристальным взором всей страны. Изначально уже хотя бы поэтому, например, руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин оценил Орешкина лучше Улюкаева. Но спустя год от него ждут результатов, а в преддверии президентских выборов отсутствие экономического развития может статься хуже воровства?

"Никого не интересует, ворует господин Орешкин или не ворует, берет или не берет он взятки, потому что он не имеет никакого значения и не играет никакой роли. Господин Орешкин является символом контроля Минфина над Минэкономразвития, символом контроля бухгалтерской логики недопущения расходов над логикой инвестиций для обеспечения развития. Но это не его личная проблема, это отражение подхода либерального Правительства Медведева в целом, говорит Михаил Делягин в беседе с Накануне.RU. Господин Орешкин прославился целым рядом безграмотных и бессмысленных высказываний, начиная с того, что его задача – не изменить структуру российской экономики, а найти волшебную "педаль", на которую нужно нажать, чтобы российская экономика поехала быстрее. Но эта примитивность свойственна не только поколению людей, сдававших ЕГЭ, но и в целом всему нынешнему либеральному клану".

За год Орешкин несильно-то спешил что-либо менять, и каких-то глобальных изменений и не произошло.

Если ориентироваться на показатели официальной статистики – Росстата – то все выглядит довольно неплохо. ВВП во втором квартале 2017 г. по сравнению со вторым кварталом 2016 г. прибавил почти 2,5%, в третьем почти 2,2%. И в среднем так и получается 2% прироста ВВП по итогу года, о которых заявлял Дмитрий Медведев вслед за главой Минэка.

"Когда в начале этого года я сказал, что рост ВВП в 2017-м будет как минимум 2%, все смеялись, никто в это не верил… По факту имеем во втором квартале рост уже 2,5%, в третьем квартале – 2,2%. И вполне выходим на эти 2%, даже чуть больше к концу года", - заявил Орешкин.

Впрочем, не Росстатом единым… Официальная статистика с конца марта, начала апреля перешла под ведомство Минэкономразвития, поэтому молодому технократу и не приходится выкручиваться в цифрах – цифры уже выкручены. Например, не официальная статистика Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) говорит о росте лишь в 1,5%, однако и в этом случае рост укладывается в статистическую погрешность 2-3%. И в целом рост ВВП, судя по показателям ЦМАКП, начался еще в 4 квартале 2016 г. – еще без Орешкина.

По другим параметрам ЦМАКП приводит данные, что, например, темпы роста строительства в стране как начали падать с конца 2014 года, так и продолжают вплоть до сентября 2017 г. Сельское хозяйство топчется на месте без развития. Зато инвестиции в основной капитал с начала года выросли. Что касается населения, то с января этого года, по данным аналитического ведомства, реальные располагаемые доходы населения продолжают падать. В начале 2017 г. их уровень вырос до 97% от уровня 2012 г., в сентябре он опустился до 92,5%. При этом динамика долга физических лиц по кредитам выросли с января на 1,5-2%.

Этим обуславливается то развитие экономики, за которое, по сути, и должен отвечать Максим Орешкин. Не официальные аналитики прогнозируют положительную динамику федерального бюджета на 2018-2020 гг. По их оценкам и прогнозам, дефицит казны сократится с 2,2% в 2017 г. до 0,8% в 2020 г. В целом, это может произойти за счет увеличения доходов и сокращения расходов. Доходы, по оценкам ЦМАКП, будут касаться как госкорпораций и крупных компаний, так и населения:

"Основными направлениями повышения доходов стали: увеличение налогов на сырьевой сектор; рост налоговой нагрузки на население; изъятие части доходов государственных компаний; рост других неналоговых доходов (увеличение утилизационного сбора на автомобили, введение утилизационного сбора на средства производства, введение ввозных пошлин на промышленную продукцию отраслей инвестиционного машиностроения, снижение порога беспошлинного ввоза товаров физлицами, введение портовых сборов и ряд других)", - пишут аналитики в экспертном заключении.

Что касается пресловутого "выхода из кризиса", о котором чиновники говорят, наверное, года с 2015, то и о нем не официальные специалисты не столь радужного мнения:

"Казалось, мы находимся на пороге выхода из кризиса: стоит лишь несколько усилиться росту экспорта, восстановиться динамике потребительского спроса, а с ними и возникнуть новой волне, теперь уже частных, инвестиций. В 2017 г. все изменилось. Во-первых, оказался исчерпан ранее возникший девальвационный потенциал: реальный эффективный курс почти вернулся (90%) на уровень предкризисного 2013 г. В итоге, импорт стал возвращаться на рынки (прежде всего, инвестиционной продукции). Динамика экспорта, наоборот, крайне замедлилась. В то же время, стал восстанавливаться потребительский спрос. С одной стороны, формально структура факторов роста стала гораздо более сбалансированной: постепенно увеличиваются и инвестиции в основной капитал, и потребление домохозяйств, и запасы на предприятиях. С другой стороны, ряд факторов указывают на то, что ситуация "на грани стагнации" закрепилась в ожиданиях всех основных субъектов экономики; в силу этого выход из кризиса, видимо, будет и более медленным, и менее устойчивым, чем предполагалось еще год назад".

Тем не менее, главный показатель Максима Орешкина – 2% ВВП.

Во-первых, Орешкину как одному из первых технократов-сменщиков дали понять, что у него широкий круг задач, границы которых распространяются за пределы президентских выборов. Иначе говоря, у Максима Орешкина есть карт-бланш на формирование технократических реформ, которые будут продвигаться уже после выборов 2018 года. Не факт, что молодой министр будет "главным технократом" в этой сфере, но то, что список задач у него уже сформирован надолго, не вызывает сомнений, уверен политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

"Он приходил в Минэкономразвития как фактически ставленник Минфина – был извечный конфликт между Минфином и Минэкономразвития. И считалось, что основная функция Орешкина — убрать этот аппаратный конфликт. Но оказалось, что его задача более масштабна. Он сейчас без спешки подбирает команду, Минэкономразвития "зачищается", туда рекрутируется выходцы из частного бизнеса, и предполагается, что у такого рода молодых технократов будет карт-бланш после президентских выборов при проведении реформ, в том числе и по правительственной линии", - рассказал политолог Накануне.RU.

Из этого следует вторая причина: потому что изменения, как ни странно, не предполагают изменений. "Технократический" стиль реформ предполагает "косметические", лишь внешние изменения, уверен Павел Салин. Это обусловлено тем, что запрос общества на обновление, на что-то новое уже выше, чем пресловутый запрос на стабильность. Тем более, что риторика в стиле "ничего не надо менять, иначе будет всё хуже - как на Украине или в загнивающей Европе" уже не действует. Алексей Кудрин предлагал свои реформы, но они касались серьезных социально-экономических изменений, на которые власти также не готовы. Главное - улучшить функционирование системы без изменения её основополагающих характеристик, чтобы то положение, к которому верхушка элиты привыкла, не менялось. Возможно ли это? Не факт, но власть готова дать простор для инициатив. Но возможно ли, что население это не заметит?

Наконец, третья причина неочевидной работы нового министра – в принципе отсутствие каких-то реальных возможностей. Власть, может, и даст просто для инициатив, может быть, даже начнется формирование новой "команды мечты", но Министерство экономического развития останется именно ведомством "развития", которое не имеет рычагов влияния на ситуацию, уверены экономисты.

Однако не всегда так было. Еще недавно, в 2012-2013 гг., на посту МЭР находился Андрей Белоусов – тогда ведомство имело рычаги влияния, тогда и позиции Минэкономразвития могли отличаться от калькированных формулировок ЦБ и Минфина. Напомним, в конце 2012, начале 2013 годов рост экономики серьезно замедлился, и в Правительстве начались острые дискуссии относительно того, как нужно действовать дальше. Еще тогда Антон Силуанов настаивал на сохранении наращивания бюджетных расходов и отрицал необходимость трат нефтегазовых сверхдоходов. Вступив в клинч с Минфином, Белоусов не раз критиковал и его, и Центробанк за удушающую экономическую политику. Однако предлагал меры, способные переломить кризисные процессы. Более того, Минэкономразвития прогнозировал рост экономики в 2013 году на уровне 2,4-3%.

Однако Андрей Белоусов проиграл тот бой с Силуановым. В 2013 году его перевели в администрацию президента на должность помощника главы государства по экономическим вопросам. На его место пришел Алексей Улюкаев, который по факту проводил ту же "кудриномику", что и Минфин, но все равно не сходился с ним по многим вопросам. Теперь при все том же Силуанове Минэк возглавил Орешкин, который ранее был замом Силуанова. Теперь ждать "сюрпризов" не приходится.

Михаил Делягин считает, что Орешкин является символом того, что нынешняя власть терпит молодых, если эти молодые безумны и неспособны обосновать свою точку зрения. "В этом отношении он является могильщиком своего поколения людей, потому что оно ошибочно ассоциируется с ним. То есть Орешкин – это катастрофа, потому что, если Улюкаев был человеком поколения Гайдара, и была иллюзия того, что более молодые, сменяющие люди будут более вменяемы, то Орешкин показал, что воспитанники Гайдара и его команды ничуть не лучше, а то и хуже, чем сам Гайдар. Он стал символом интеллектуальной деградации либерального клана", – говорит он.

Что же касается его непосредственной экономической деятельности на посту, то об этом экономисты также ничего хорошего не могут сказать. Валентин Катасонов оценивает это одним словом – "деструктивная". Он отметил в беседе с Накануне.RU, что ничего другого от выпускника ВШЭ – "рассадника экономического либерализма, который и штампует большую часть чиновников для нашего правительства" – ожидать и не приходилось.

"Положительного я там ничего не вижу, а отрицательное уже ни для кого не является секретом. Всё очень предсказуемо", - резюмировал эксперт.

Тем не менее, технократу прочат большое будущее после 2018 года – не зря ведь его нахваливал и Силуанов, и, тем более, Кудрин. Независимо от того, как будет складываться новый кабинет министров, у Максима Орешкина, как ни странно, есть все шансы продлить свою политическую карьеру и воплотить в жизнь "технократический проект". Власть считает, что именно с такими людьми, как Орешкин, выполняет "запрос на обновление". Но при этом у власти нет политической воли менять систему кардинально. Как считает Павел Салин, о политической реформе, большей конкурентности речи не идёт, хотя конституционная реформа, скорее всего, будет произведена, но это будет перераспределение полномочий в рамках нынешней политической системы.

Но есть и более категоричная точка зрения на счет будущего Орешкина (да и всей экономической политики в целом) – она как раз касается того самого "смотрения в рот" старшим коллегам. Спустя год эксперты сходятся во мнении, что не стоит ждать экономического рывка и даже намеков на переход экономической телеги России на более ровные рельсы. Не стоит ждать введения прогрессивной шкалы, ужесточения контроля и введения валютных ограничений по трансграничному движению капитала, выхода из ВТО, развития промышленности и прочего, потому что экономика уже разделана под Орешкина. Вероятно, до выборов будут массовые предложения о введении пособий за первого ребенка, заявления о том, что крупные предприятия должны быть готовы к наращиванию военного производства, но не более того. А после выборов – что? А тогда уже свои кресла займут другие "орешкины", которые будут "смотреть в рот" своим учителям Гайдару и Ко – "идеальные пустые места".

"То, что Орешкин был замом Силуанова, уже все забыли, но то, что Министерство экономического развития является чем-то самостоятельным, об этом забыли тоже. В силу личного ничтожества у господина Орешкина прекрасные перспективы – он вполне может стать и вице-премьером на месте Дворковича, а со временем и первым вице-премьером на месте Шувалова. Он является идеальным пустым местом и в этом отношении он очень востребован", – резюмировал Михаил Делягин в беседе с Накануне.RU.

В таком случае становится неудивительно, что Орешкина некоторые источники сватают даже в премьеры. Экономическим ростом в команде президента никто реально не озабочен, и пока нет сигналов к тому, что после марта 2018 года в этом отношении, помимо "рассадки музыкантов" в кабмине, что-то поменяется.

Подпишитесь на нас

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх