Недавно музей автомобильной техники при Уральской горно-металлургической компании пополнился уникальным экземпляром. Советский довоенный мотоцикл ТИЗ АМ-600 – самая мощная модель своего времени, чертежи которой долгое время считались утерянными.
Эта машина была разработана на Таганрогском инструментальном заводе им.
И.В.Сталина (ТИЗ) и была призвана заполнить нехватку в Рабоче-Крестьянской Красной Армии мощных мотоциклов, которые можно эксплуатировать с коляской.В качестве прототипа был выбран английский BSA-500, доставленный на завод в качестве образца в сентябре 1935 года. Однако советская модель была во многом изменена. Например, рама, колеса и передняя вилка машины были спроектированы заново.
Новые мотоциклы были выпущены в кратчайшие сроки. Уже через полгода, на майских демонстрациях 1936, были представлены первые опытные модели советского ТИЗ АМ-600, а в октябре новые мотоциклы были запущены в производство.
ТИЗ АМ-600 имел четырехтактный одноцилиндровый двигатель объемом 595 см3 и мощностью 16,5 л.с., а также четырехступенчатую коробку передач. Скорость, которую он развивал, могла достигать 95 км/ч.
Модель получилась не только мощной, но и надежной, чем выгодно отличалась от своего «соперника» - мотоцикла ПМЗ-А-750, название которого советские остряки расшифровывали как «попробуй меня заведи». ТИЗ АМ-600 был легок в эксплуатации и особых нареканий не вызывал, что подтверждают документы того времени, свидетельствующие об отсутствии серьезных рекламаций.
С началом войны Таганрогский завод эвакуировали в Тюмень, где было изготовлено 614 мотоциклов. После Тюменский мотоциклетный завод слился с Горьковским, а документация потерялась при переездах, поэтому точное количество ТИЗ АМ-600 также неизвестно.
Известно одно: мотоцикл ТИЗ АМ-600 - это довольно редкая и крайне удачная модель, которая по праву считается гордостью советского производства.
Свежие комментарии